Все больше товаров охватывается требованиями об обязательной маркировке.
О том, кто обязан маркировать продукцию, расскажем в этой статье.
Что такое маркировка?
Маркировка — это специальное обозначение, наносимое на товар в виде штрих-кода. Иначе его называют контрольно-идентификационным знаком (КИЗ). Он позволяет проследить всю судьбу этого товара от момента его производства до передачи его конечному, чаще всего розничному покупателю.
По заверениям чиновников, маркировка нужна для того, чтобы предотвратить распространение некачественной продукции, сделать рынок более прозрачным.
Какие товары нужно маркировать?
Требования об обязательной маркировке вводятся постепенно. Сначала постановлениями Правительства утверждается эксперимент о маркировке того или иного вида продукции. На этом этапе еще можно не проставлять на товаре специальные штрих-коды — никакой ответственности за это не будет. Однако по окончании эксперимента маркировка данного вида товара становится обязательной.
Кто обязан заниматься маркировкой?
Существует ошибочное мнение, что требование о маркировке относится прежде всего к производителям продукции. Однако это не так. Маркировкой в ряде случаев должны заниматься и продавцы, и другие субъекты правоотношений.
Цепочка этих субъектов выглядит так:
- производители или импортеры товара. Именно они вводят товар в оборот, поэтому для них требования о маркировке актуальны всегда. Первоначальная регистрация товара в общей электронной маркировочной системе — их прямая обязанность;
- поставщики. Передавая товар поставщикам, производители обязаны сообщить им и его маркировочные символы, чтобы не прерывать «биографию» реализуемой продукции. Поставщики обязаны следить за тем, чтобы у товара, к которому предъявляются обязательные требования о маркировке, были эти символы. Если их нет, и поставщик принял товар без них, это нарушение, предполагающее определенную ответственность. Реализуя товар следующим участникам цепочки, поставщик должен передавать информацию в общую систему и о маркировочных кодах;
- розничные продавцы. В их обязанности тоже вменено соблюдение требований закона о маркировке. Во-первых, продавец не имеет права принимать немаркированный товар (если, конечно, в отношении него уже введена обязательная маркировка). Во-вторых, продавец обязан передать в общую систему данные о товаре — когда он поступил, какой у него срок годности и пр. И, наконец, в-третьих, продавец должен вывести товар из системы после продажи его конечному покупателю (т.е. такому покупателю, который будет использовать купленное самостоятельно, без дальнейшей реализации другим лицам).
Кроме того, надо иметь в виду, что в некоторых случаях навыки первичного внесения товар в общую систему могут потребоваться каждому из перечисленных субъектов. Например, если введение требования об обязательной маркировке «застало» товар в момент его нахождения у продавца, именно продавец обязан зарегистрировать этот товар в установленном порядке.
Ответственность за нарушение требований о маркировке
В зависимости от серьезности допущенного нарушения к субъекту правоотношения может быть применена административная или уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ участники товарных отношений несут ответственность за производство, ввод в оборот и продажу продукции без маркировки. Назначается штраф от 5000 до 10000 руб. для должностных лиц или от 50 000 до 100 000 руб. для юрлиц и ИП. Товар при этом подлежит изъятию.
За незаконную реализацию без маркировки алкоголя и табака штрафы еще выше. «Уголовку» возбудят, если масштабы незаконной реализации очень уж велики — на сумму свыше 1 500 000 руб. (ст. 171.1 УК РФ). В этом случае нарушителей могут даже лишить свободы на срок до 6 лет.
В статье использованы фото с сайта freepik.com