Какие нормы антиотмывочного контроля вступили в силу 1 сентября 2021

Автор: | 08.09.2021

Какие нормы антиотмывочного контроля вступили в силу 1 сентября 2021

Многим рядовым компаниям действующее антиотмывочное законодательство доставляет много неприятностей, часто безосновательно. Более того, свои решения об отказах в обслуживании банки никак не объясняли.  В конце 2020 года был принят закон, который немного сглаживает особо острые углы (но не все). Это Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ. Многие его положения вступили в силу с 1 сентября 2021 года.  

Клиенты из черного списка вправе открыть счет в другом банке

Нахождение в черном списке ЦБ дает основания считать фирму или ИП недобросовестным клиентом. Это ведет к тому, что открыть счет в другом банке было невозможно — везде ждал отказ.

Очень важным документом является Положение Банка России от 30 марта 2018 г. № 639-П. Так называемые «черные списки» сомнительных, с точки зрения банковского сектора, организаций формируются именно на его основании. 

Среди причин попадания в черный список был отказ в обслуживании в банке.

С 30 января 2021 года внесение клиента в черный список из-за отказа в обслуживании в одном банке уже не является единственным основанием для отказа открыть счет в другом банке.

Теперь при заключении договора банк должен оценивать клиента по другим признакам.

А с 1 сентября 2021 года установлен срок исключения клиента из черного списка по решению суда.

Если клиент успешно оспорил решение банка в суде, банк обязан направить в Росфинмониторинг сведения об исключении его из списка не позднее 1 рабочего дня после вступления в силу решения суда. С этого дня клиент должен быть исключен из черного списка.

Уточнили основание для подозрения в сомнительной операции

Когда в ответ на уточняющие вопросы банка клиент просит отменить операцию или закрыть счет и выдать деньги, у банков вызывает подозрение такое поведение.

С 1 сентября это основание для подозрения клиента в том, что он пытается провести сомнительную операцию, уточнили .

Поводом для подозрения в недобросовестности клиента стал его отказ от взаимодействия с банком, если банк сочтет причиной этого внутренний контроль банка.

Информацию о таких действиях клиента банк должен направить в Росфинмониторинг.

Банк обязан сообщать клиентам причины отказа в обслуживании

Установлено, что с 30 января 2021 года банки обязаны сообщать своим клиентам о дате и причине принятия решения об отказе в заключении договора банковского счета и отказе в проведении «подозрительной» операции.

Проинформировать клиента нужно в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения.

А с 1 сентября 2021 года появилось новое основание для отказа в обслуживании клиента. К отказу приведет невозможность идентификации клиента.

То есть если банк не сможет собрать все необходимые сведения о клиенте, он обязан отказать ему в открытии счета или в проведении операции.

Кстати, еще новые основания для отказа в обслуживании клиента введены с 13 июля 2021 года другим законом — Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 355-ФЗ.

При идентификации клиента банки должны требовать с организаций сведения о лицензиях, если деятельность подлежит лицензированию, и адрес сайта.

Если данные о лицензиях не предоставлены и (или) адрес сайта внесен в реестр запрещенных сайтов, банк откажет в обслуживании.


Читать оригинал