Банки отслеживают операции сомнительного характера. К ним они относят операции, совершаемые клиентами с нарушением требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Если у банка возникнут подозрения, что целью совершения операций может являться незаконная сделка, то он может ограничить предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания. Что делать в такой ситуации рассказал ЦБ РФ в памятке предпринимателю, направленной письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.
Ограничение операций по счету при нарушении «антиотмывочных» требований
Банк может принять следующие меры, направленные на недопущение сомнительных операций:
- блокирование денежных средств или иного имущества;
- приостановление операций с денежными средствами или иным имуществом;
- отказ в проведении операции;
- отказ от заключения договора банковского счета или вклада;
- расторжение договора банковского счета или вклада.
При выявлении операций, имеющих признаки подозрительных или сомнительных, банк вправе:
- запросить у клиента документы и информацию, например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д.;
- установить срок для представления запрашиваемых документов и информации в соответствии с условиями заключенного договора и внутренними правилами банка;
- пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;
- выезжать по месту ведения бизнеса клиента;
- принять решение о пересмотре уровня риска клиента;
- ограничить договор банковского обслуживания и использование банковских карт.
Клиент, которому «заморозили» счет может реабилитироваться
Клиенты, которые попали в разряд неблагонадежных и лишись обслуживания, могут реабилитироваться.
Процедура реабилитации предусматривает необходимость совершения следующих действий:
- получите информацию о причинах принятия банком решения об отказе. Банк должен представить информацию о дате и причинах принятия решения об отказе в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня принятия решения об отказе;
- после получения информации о причинах отказа, если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения об отказе, подберите документы, которые, по вашему мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе, и представьте их в банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение об отказе;
- дождитесь ответа банка. Банк обязан сообщить вам о принятом решении по результатам рассмотрения представленных вами документов в течение 7 рабочих дней со дня представления вами документов;
- в случае, если банк по результатам рассмотрения представленных вами документов принял решение о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, вы можете обратиться в через Банк России в Межведомственную комиссию с заявлением об обжаловании решения банка об отказе.
Все перечисленные действия потребуется совершить последовательно. Если вы не пройдете первый уровень реабилитации, то есть не обратитесь в банк, не получите сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе либо не представите обязательные документы, ЦБ РФ откажет вам в передаче заявления в МВК для рассмотрения по существу. Об этом предупредил Банк России в методических рекомендациях, направленных письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.
Кроме того, было обращено внимание, что в МВК можно обжаловать не все действия вашего банка. Так, не получится обжаловать, например, ограничение ДБО, блокирование банковской карты, расторжение договора банковского счета по инициативе банка.
Образцы заявлений о направлении документов, а также об обжаловании решения банка об отказе от совершения операции Банк России также направил письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.