Сделка на сайте объявлений может обернуться потерей крупной суммы — злоумышленники предлагают оформить доставку товара и отправляют продавцу ссылку для ввода реквизитов. Чтобы не попасться на уловку мошенников и не потерять деньги, общайтесь с покупателем только на сайте объявлений или в приложении, не давайте свои контакты, не переходите по внешним ссылкам и не оплачивайте ничего по ссылкам и QR-кодам, никому не сообщайте коды из сообщений. Если появились сомнения, обращайтесь в службу поддержку.
Несколько кликов — и персональные данные в руках мошенников, через несколько минут они опустошат ваши банковские карты.
В марте 2021 года 20-летняя московская студентка Мария продавала на сайте объявлений MacBook Air 2013 года за 22 тыс. рублей. Вскоре появился потенциальный покупатель — он предложил провести продажу компьютера через «Юла Доставку». Девушка согласилась и отправила ему адрес электронной почты. Студентке пришло письмо с дизайном как у «Юлы» и ссылкой — по ней у Марии запросили реквизиты счета для получения оплаты за товар, а также остаток на карте.
«У меня на карте было 106 тыс. рублей, предназначенные на оплату обучения в университете. Я ввела эту сумму — думала, что так идентифицируют владельца карты. Через несколько минут мне приходит сообщение на телефон, что 106 тыс. рублей списано с моего счета. Я начала звонить в банк, писать в поддержку «Юлы», но мне сообщили, что ничем помочь не могут. Это было ужасно. За час я лишилась всех накоплений за год», — рассказала собеседница «Газеты.Ru».
Обратите внимание
По данным DLBI, чаще всего людей обманывают на сервисах объявлений Avito (62% по числу инцидентов и 54% по сумме) и «Юла» (22% и 23% соответственно). DLBI прорабатывали 116 активных группировок (всего их около 200, полагают в компании), изучая их открытые и закрытые Telegram-каналы.
Аналогичная история произошла с 24-летней москвичкой Елизаветой. В феврале 2021 года она выставила на продажу пальто за три тысячи рублей. Покупатель нашелся быстро — он предложил воспользоваться системой доставки от «Авито». Елизавета также поделилась адресом электронной почты и вскоре получила письмо. Полный адрес отправителя был скрыт, увидела девушка только название — «Авито Доставка». Это усыпило ее бдительность. Она перешла по ссылке и начала вводить реквизиты.
«Там еще был вопрос: «Сколько у вас сейчас денег на счету?» Меня он почему-то не смутил. На карте было 50 тыс. рублей, я так и написала. Мне тут же пришло уведомление на телефон, что с моей карты сняли все деньги. Я ждала полчаса, что деньги вернутся на карту, но этого не произошло. Злоумышленник перестал отвечать, а в службе поддержки мне сказали, что ничем помочь не могут», — поделилась девушка.
В похожую ситуацию в ноябре 2020 года попала и 29-летняя Анастасия из Москвы. Она продавала вещи на «Юле». Девушка тоже дала мошеннику свою почту, перешла по ссылке в письме и ввела данные карты. Однако на счету у нее не было денег. Когда произошла попытка списания средств, девушка тут же обратилась в поддержку.
Обратите внимание
По статистике DLBI, за год на сайтах объявлений орудовали 13,1 тыс. мошенников, их средний заработок составлял 28,2 тыс. рублей, а организатора группировки — 1,8 млн рублей в месяц. Средняя сумма снятия с карты составляла 5 900 рублей. Максимальная сумма одного прямого перевода с карты на карту — 200 тыс. рублей. Максимальное снятие с карты одной жертвы суммарно за несколько переводов — 2,1 млн рублей.
«Мошенники кидают в письме ссылки на почту с логотипом и дизайном как «Юла Доставка». Иллюстрации, графика, шрифт под копирку. Даже не поймешь, что это подделка. Мне такие попадались раз пять. Хотели купить обувь, одежду без примерки. Пишут днем и ночью — на WhatsApp, Viber и в другие мессенджеры», — поделилась с изданием Анастасия.
На сайтах объявлений, описанных выше, доставка оформляется только на сайте или в приложении. Деньги за товар у покупателя спишут после того, как он заберет его в пункте выдачи. Затем продавец получит оговоренную сумму.
За год к октябрю 2020 года преступные группировки заработали минимум 0,8–1 млрд рублей на обмане пользователей сайтов объявлений и служб доставки в России, приводит издание данные исследования DLBI.
Россиян предупредили о новой схеме мошенничества с… животными
Россияне начали сталкиваться с новым видом мошенничества с домашними животными, сообщает «Российская газета».
Мошенники размещают фотографии питомцев на популярных сайтах объявлений. Клиент связывается с продавцом, чтобы забрать щенка или котенка, однако злоумышленник сначала просит перевести ему на карту часть оплаты. При встрече выясняется, что животное отличается от заявленного на фото или оказывается намного взрослее. Покупатель просит расторгнуть сделку и отдать задаток, но продавец обещает вернуть деньги только после того, как продаст питомца кому-то другому.
Адвокат Виталий Ревзин дал несколько советов, как выбраться из подобной ситуации.По его словам, в первую очередь необходимо связаться со службой поддержки сайта, где было размещено объявление, объяснить ситуацию и добиться блокировки данного пользователя.
После этого стоит обратиться к юристу и составить претензию с просьбой вернуть переведенные деньги. Если бумага будет проигнорирована, то можно идти в отделение полиции и писать заявление о возбуждении уголовного дела о мошенничестве. Также нужно подать заявление в суд, приложив к нему досудебную претензию и копию заявления в органы внутренних дел.
«Не исключено, что уже после подачи заявления в полицию продавец поспешит вернуть деньги, так как сумма задатка обычно небольшая и мало кто из разумных людей захочет сталкиваться с проблемами с полицией или с судебным разбирательством из-за 13-15 или 20 тысяч рублей», — отметил эксперт.
Ревзин добавил, что если довести дело до конца, то можно будет вернуть задаток с процентами за его использование и компенсацию за понесенные расходы.