Разделение бизнеса на несколько небольших фирм может быть признано законным, если это делается с целью улучшить финансовые показатели, расширить бизнес, открыть новые направления. Дробление бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки запрещено. Подобные схемы налоговики легко доказывают в судах.
Если компания с целью минимизации налогов искусственно перераспределяет выручку, персонал и имущество между несколькими фирмами – скрыть это довольно сложно.
В законодательстве нет перечня признаков, которые однозначно «говорили» бы о дроблении бизнеса в целях минимизации налогов. Налоговики, как правило, оценивать и проверяют такие показатели:
- снижение налоговой нагрузки компании на ОСН после появления новых партнеров на УСН и ИП;
- перевод сотрудников в новые фирмы без изменения функций и рабочих мест;
- взаимозависимость компаний-партнеров;
- взаимодополняющие виды деятельности;
- общие поставщики и покупатели, помещения, сайты, контактные телефоны.
АС Московского округа в Постановлении от 25.02.2022 № Ф05-1102/2022 согласилось с налоговиками, которые обосновали, что «дробление бизнеса» — это схема, созданная с целью применения пониженных налоговых ставок и завышения «прибыльных» расходов.
Что налоговики представили в суде
Налоговики в деле № Ф05-1102/2022 утверждали, что общество создало схему дробления бизнеса, целью которой было создание условий для применения пониженных налоговых ставок и завышения затрат.
Налоговикам удалось доказать, что в схеме участвовали подконтрольные лица – ИП, применяющие УСН с объектом «доходы».
В качестве доказательств того, что компания отражала заведомо недостоверную информацию об объектах налогообложения, они представили регистры бухгалтерского и налогового учета. Налицо нарушение положений пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.
Взаимозависимость фирм ИФНС подтвердилась легко – данными из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Как аргумент, подтверждающий завышение затрат по настойке оборудования, суду было представлено штатное расписание компании, в котором имелись специалисты, способные выполнить необходимые работы по наладке и установке оборудования у конечного пользователя.
Кроме штатного расписания налоговики получили свидетельские показания от сотрудников компании. Выяснилось, что заказанные и оплаченные партнерам работы частично выполнялись сотрудниками компании. Указанные в первичке работы были фальсифицированы.
Кроме тех доводов, которые мы привели выше, налоговики часто предъявляют доказательства того, что контрагенты:
- не обладают необходимыми условиями для финансово-хозяйственной деятельности;
- самостоятельно не изготавливающих и не закупающих продукцию у других лиц.
Например, Постановление АС Северо-Западного округа от 17.01.2022 № Ф07-17082/2021, поддержанное ВС РФ (Определение от 18.04.2022 № 307-ЭС22-5742).
Что решили судьи
Арбитры АС МО в Постановлении от 25.02.2022 № Ф05-1102/2022 согласились с доводами налоговой. Представленных доказательств оказалось достаточно, чтобы суд согласился с тем, что компания:
- Организовала фиктивный документооборот и договорные отношения с ИП.
- Получила необоснованную налоговую выгоду за счет минимизации бюджетных платежей и обналичке.
Никакие доказательства компании не смогли подтвердить:
- реальность финансово-хозяйственных операций (документов, подтверждающих реальных расходов, которые удовлетворили бы суд, компания представить не смогла);
- экономическую выгоду и не направленность сделок на получение не обоснованной налоговой выгоды;
- не осведомленность руководства и отсутствие вины компании.
Компания попыталась сослаться на то, что ИФНС не установила действительный размер ущерба бюджету по операциям со спорными контрагентами, и поэтому, неверно определила дополнительные налоговые обязательства общества. Суд отклонил этот довод, указав на разъяснения Минфина в письмах от 13.12.2019 № 01-03-11/97904, ФНС от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@.
Если в подобных спорах ИФНС удается убедить судей в фиктивности договорных отношений (документооборота), их ждет успех.