Слово «откат» сегодня прочно вошло в лексикон практически любого сотрудника. Так или иначе, но «откат» – это не что иное, как коммерческий подкуп должностного лица, то есть вид преступления. Как с этим явлением можно бороться?
Там, где выгоднее
По уровню коррупции среди 180 стран мира Россия прочно занимает 147-е место, располагаясь между Кенией и Бангладеш. На первом месте находится Дания – там подобных вещей нет вообще. США, например, занимает 18-ю позицию. Почему же такие цифры? Как получилось, что Россия оказалась в самом хвосте, среди малоразвитых стран? Коррупция – это не только «откаты», но и они в том числе пополняют печальную статистику. Чаще всего все оборачивается так, что даже если руководитель организации и не хочет связываться с этим уголовно наказуемым деянием, клиенты все равно диктуют свои условия. Ведь оптовый покупатель может уйти не туда, где дешевле или лучше, а туда, где он может получить свой личный бонус. Так ему будет выгоднее. Из-за этого может повыситься конечная стоимость товара, да и качество будет не самым хорошим. А на выходе получается, что страдает конечный потребитель.
«Откат» – это коммерческий подкуп. Деяние это карается на основании 204-й статьи Уголовного кодекса РФ. Подпадает это преступление и под статью 290 – «получение взятки». Однако раскрываются подобные дела все-таки редко, потому что обе стороны заинтересованы друг в друге и, соответственно, молчат.
Комментирует юрист Геннадий Андрющенко:
«Про «откаты» в наши дни знают все. С одной стороны, это, конечно, нарушение закона и ущемление гражданских прав, так как от этого страдает конечный потребитель. С другой – откаты помогают быстрее завершить некоторые сделки, заключить контракты и подписать договора, на которые без них ушло бы значительно больше времени. Рассмотрение многих вопросов, выдача разрешения на что-либо в итоге сводится к конкретной сумме. «Откат» помогает обойти многие бюрократические пороги. Хотя, разумеется, это коммерческое преступление и после выявления оно карается соответственно».
В неформальной обстановке
А как происходит разговор об «откате»? Проводя, например, переговоры с закупщиком товара фирма-поставщик делает намеки на то, что в их компании самые лучшие условия не только для организации, но и для самого закупщика. Переговоры часто проводят в неформальной обстановке – в ресторане за обедом или во время экскурсии по компании, складу и так далее. Во-первых, так безопаснее, поскольку в кабинете руководителя могут находиться какие-нибудь подслушивающие устройства, или сотрудники нет-нет да и отметят про себя, в какие «игры» играет начальство. А во-вторых, неформальная обстановка располагает к тому, чтобы вести разговор более откровенно. А в кабинете закупщика так и вовсе опасно это делать. Процент вероятности, что это проверка, небольшой, но теоретически он есть.
Часто руководители организаций, в которых работают закупщики, понятия не имеют, чем занимаются их подчиненные. Однако в ряде случаев они об «откатах» все же догадываются, предпочитая делать вид, что ничего не знают, пока результаты коммерческой деятельности мздоимца их вполне устраивают. Хотя иной раз боссы устраивают проверки, после чего предприимчивый менеджер наверняка простится с насиженным местом. В суд руководствао обращается редко – не хочет привлекать внимание к своей компании, да и что тут можно наверняка доказать? Впрочем, многие руководители и сами так работают, зачем им лишний шум?
Есть те, кто без «откатов» вообще не станут сотрудничать. Иные ловкачи готовы заключить договор за подношения-подарки или просто ради дальнейших перспектив и хороших связей. И лишь небольшой процент людей будет искать выгоду для компании, своих клиентов, и работать без «откатов». Впрочем, наверное, существует немногочисленная прослойка бизнесменов, которые и понятия об «откатах» не имеют, честно выполняя свое дело.
Конверты и переводы
Как передаются «откаты»? Какой-то процент мзды – прямо в конвертах (к примеру, он может быть прикреплен к договору).Часть из них может переводиться на расчетный счет той фирмы, в сотрудничестве с которой заинтересован взяткодатель, и тут уже в дело вступает бухгалтерия. Рассказывает Марина Быстрова, бухгалтер рекламной компании:
«Мы работаем с различными клиентами, в том числе с зарубежными, и «откаты» в нашем деле – вещь довольно распространенная, практически это повседневная рутина. А что делать? Рекламных компаний сейчас много и надо как-то выживать, а для этого нужны клиенты. Чтобы привлечь и удержать клиента, необходимы взятки. Я понимаю руководителя, который на это идет, хотя и отдаю себе отчет, что дело это уголовно наказуемое. Главный его аргумент – «сейчас все так работают». Это так. До рекламной фирмы я работала в двух других компаниях, и там это случалось реже, но все-таки случалось – особенно при заключении крупных сделок. Деньги, которые нами переводятся, отмечаются в отчетах по-разному. Чаще всего организация выставляет счет на всю сумму, включая «откат», – при этом завышается стоимость товара, например. А получатель на месте уже сам решает, как ему лучше поступить и отделить «откат» от остальной суммы».
Выходит, что сами бухгалтеры легко идут на поводу у руководства, считая, что иного варианта работы не существует, потому что «сейчас так работают все».
Как правило, «откат» составляет 10 процентов от суммы сделки, но некоторые требуют и больше. При очень выгодной сделке он может достигать и 25 процентов.
Рассказывает Евгения Крюкова, бухгалтер небольшой туристической компании в Москве:
«Лично я против «откатов», потому что понимаю, что проблемы могу заработать сама себе. Может, и нечасто, но на этом ловят руководство, например, конкуренты или те же самые клиенты. Большая часть откатов проходит через бухгалтерию, поэтому в случае чего и бухгалтеру отвечать придется. А зачем? Бывает так, что работник учета не в курсе, что проводит «откат». Тут уже ничего не сделаешь. Однако чаще всего я сталкивалась с тем, что руководитель об этом сообщает, потому что иначе нельзя. Еще могу сказать, что не все коммерческие организации работают с «откатами». Поэтому если работник учета не хочет бояться за свое будущее и предпочитает трудиться честно, то было бы желание, а найти такое место можно!»
Как же бороться с «откатами», если работать подобным образом не хотелось бы? Рассказывает Геннадий Андрющенко:
«Бороться с «откатами» можно и нужно, но если делать это на уровне своей компании, то придется отказаться от некоторых сделок и разорвать отношения с рядом партнеров, теми, кто привык работать «за бонусы». Поэтому считаю, что этим должно в первую очередь заинтересоваться государство, ввести более строгие меры и проверки. Но это сложно, так как чиновники делают то же самое. С другой стороны, компания может бороться с сотрудниками, которые злоупотребляют подобными вещами. Например, сделать так, чтобы какого-то поставщика или партнера выбирал не один человек, а это происходило путем обсуждения, общего голосования и так далее. Есть шанс, что «откатов» станет меньше. К тому же не грех устраивать проверки своим сотрудникам. Я знаю, что многие руководители имеют доступ к электронной переписке своих подчиненных, чтобы выявить именно такие моменты. Хотя сегодня люди осторожны и стараются в электронных посланиях таких вопросов не обсуждать, а раньше всякое бывало. Иногда руководители «создают» липовую фирму и предлагают своим сотрудникам, заняться, например, закупкой материалов, с помощью звонков и рассылок. Ведется разговор и об «откатах». На этом сотрудника, который тут же хватается за заманчивое предложение, и ловят, после чего увольняют. Ситуации, когда дело передают в суд, я могу пересчитать по пальцам».
Итак, проверки, более строгие меры и выбор партнеров сообща. Это должно приносить свои результаты. А может ли бухгалтер бороться с этим самостоятельно? Ведь не все хотят принимать участие в сомнительных операциях.
Евгения Крюкова считает, что необходимо обсуждать все щекотливые вопросы с руководством с самого начала работы.
«Когда я подписываю трудовой договор, то там нет пункта о том, что я в обязательном порядке должна заниматься какими-то махинациями. На это можно намекнуть. Если руководитель умный человек, то он все поймет правильно и спорить не станет. Если хочет и дальше работать с «откатами», то пусть это делает, но не через бухгалтерию. Даже если его на этом поймают, то я точно буду ни при чем!»
Личная переписка
А как разбираются с сотрудниками, которых ловят на «откатах» собственные руководители? Рассказывает Евгения Крюкова:
«В нашей туристической компании была менеджер, которая работала с иностранными партнерами по системе «откатов». То есть она бронировала номера в отелях (и, собственно, сами туры) там, где у нее имелся свой бонус. Счет клиентам с иностранной стороны выставлялся на значительно большую сумму, а мы думали, что это и есть реальная сумма. Партнеры получали деньги и переводили менеджеру на карточку ее бонус. Поймали корыстолюбивую девушку на этом довольно легко – всю переписку она вела по icq и электронной почте. Причем договаривалась об этом обычным языком, нисклько личный интерес не скрывая. Наверное, была уверена, что все останется в тайне, так как это были ее личные партнеры и по своему направлению она была сама себе хозяйка. Наш руководитель никогда не просил системных администраторов предоставлять ему доступ к личной переписке работников, но здесь, возможно, что-то заподозрил. Что ей за это было? Ничего. Просто уволили – и все».
Получается, что менеджер не воровала непосредственно у фирмы, но из-за ее «откатов» конечная стоимость тура в итоге вырастала в цене. Компания в результате такой «коммерции» могла потерять часть клиентов.
Комментирует Геннадий Андрющенко:
«Вот такие случаи, как с менеджером туристической компании, время от времени раскрываются. Только до суда они не доходят, поэтому остальные не очень боятся. Уволят – найду другое место. По статье ведь тоже крайне редко увольняют. Фирме надо и дальше работать, конкуренция на туристическом рынке сегодня высокая. А обиженный менеджер может наслать на выгнавшего его работодателя налоговую, пожарную и прочие инстанции – подкопаться-то всегда есть к чему. А такой ушлый работник точно знает слабые стороны родной компании. Получается замкнутый круг».
Есть более «честный» вариант «отката», который представляет собой всевозможные бонусы и подарки выгодным клиентам. Например, компания предлагает закупить оборудование у них, а с каждых, положим, тридцати тысяч рублей менеджеру будет идти процент. Дают не деньгами, а, например, подарочными картами. В принципе, это тот же «откат», но с юридической точки зрения – нет.
Про «откаты» сегодня говорят, будто это явление самой собой разумеющееся. Об этом упоминают в СМИ, даже пишут целые книги о том, как лучше работать «по системе откатинга». Кажется, это совершенно обычное дело. Но с юридической точки зрения выплата и получение «отката» – коммерческие преступления, карающиеся по закону. Не стоит никогда об этом забывать и тешить себя иллюзиями, что подобные дела передаются в суд редко. «Откатинг» делает уязвимым любого руководителя, это то, на чем его проще всего поймать. И даже не обязательно придумывать какую-то сложную схему – достаточно создать липовую фирму, сделать ее сайт в Интернете и предложить компании (потенциальному потребителю) выгодные условия – с «откатом» соответственно. «Откат» – это взятка, пусть завуалированная и названная другим словом, но все равно взятка.
Светлана Ивашенцева, эксперт журнала «Расчет»