Брендирование для самозанятых

Автор:

С начала года возросло количество заявок на регистрацию товарных знаков. Летом право регистрировать бренды как товарные знаки получили не только компании и индивидуальные предприниматели, но и обычные граждане. Эксперты полагают, что это нововведение устраняет дисбаланс участников рынка. Самозанятые имели право заниматься бизнесом, но не могли его индивидуализировать. С другой стороны, из-за изменений может увеличиться число «патентных троллей», которые паразитируют на предпринимателях и компаниях.

Закон от 28 июня 2022 года № 193-ФЗ изменил статью 1492 Гражданского кодекса, добавив в неё лиц, имеющих право регистрировать товарные знаки.

Закон говорит о применении товарного знака для всех граждан, но на практике пользоваться им смогут только предприниматели.

Обратите внимание

Нововведение преимущественно направлено на самозанятых граждан. У процедуры регистрации товарных знаков для таких лиц та же схема, что и для индивидуальных предпринимателей и компаний. Закон не содержит облегчений для самозанятых.

Для получения товарного знака сначала нужно подать заявку, после чего Роспатент проведет экспертизу и примет решение о регистрации или отказе.

Самозанятость представляет собой более простой способ организации предпринимательской деятельности. Разница между индивидуальным предпринимателем и самозанятым не слишком велика.

В соответствии с мнениями специалистов, привлеченных к исследованию, Право.ruГражданам, применяющим налог на профессиональный доход, не требуется открывать новые каналы связи или изменять процедуры работы с Роспатентом и Федеральным институтом промышленной собственности.

Обратите внимание

Специалисты полагают необходимым для Роспатента издать подробные руководства, а также провести обучающие курсы. Такой подход упростит решение вопросов и оформление заявок.

Новое правило устраняет дисбаланс участников рынка: самозанятые могли получать доход, но деятельность их нельзя было индивидуализировать. Это предоставляло необоснованные преимущества другим участникам рынка. В целом нововведение будет стимулировать развитие малого бизнеса и продвижение товаров и услуг.

Рост числа самозанятых послужил причиной предоставления им права на регистрацию товарных знаков. Для самозанятых, как и для других участников гражданского оборота, необходимы средства индивидуализации.

Обратите внимание

В некоторых странах физические лица имеют возможность регистрировать товарные знаки. Так, например, в пояснительной записке к российскому законопроекту, принятому в конечном итоге, указывается на то, что такое право есть у граждан США, Австрии, Германии и Китая.

Благодаря изменениям, физические лица получат возможность передавать или продавать права на товарные знаки организациям и индивидуальным предпринимателям. Такая возможность позволит гражданам заработать – станет главным экономическим следствием новых правил.

Недостатки и сложности

Внедрение имеет недостатки и грозит возникновением проблем. Главный недостаток: данное правило может побудить граждан регистрировать товарные знаки, не имея намерений или возможностей их фактически использовать.

Обратите внимание

Эксперты полагают, что правовая защита этих обозначений может быть отменена в результате непродолжительного применения.

Заявители, подавшие заявку на товарный знак, не получат его регистрации, если существует аналогичный знак или заявка на его регистрацию.

Обратите внимание

Банковский отмечает, что может увеличиться число «троллей» — лиц, регистрирующих товарные знаки для использования в паразитарных целях на брендах других, преимущественно известных, компаний. Ранее для троллинга существовал организационный барьер: требовалось либо открыть компанию, либо получить статус ИП, указывает эксперт. Новым правилом этот барьер исчезает.

Аннулирование товарных знаков может усложниться, отмечают юристы.
Перед снятием знака проводится проверка его практического использования.

Ранее прекращение правовой охраны товарного знака было возможно при ликвидации юридического лица или утере статуса индивидуального предпринимателя. Теперь, если товарный знак зарегистрирован за самозанятым, прекратить его правовую охрану по этой причине невозможно.

Обратите внимание

Возможные сложности для физических лиц связаны скорее со статусом самозанятых и малой величиной дохода, чем с самой процедурой.

Чаще всего люди пытаются решить юридические вопросы самостоятельно, без помощи консультантов. Поэтому им будет тяжелее решиться на регистрацию товарного знака. При самостоятельной подаче документов есть риск потерять деньги, потраченные на пошлину, если обозначение не будет соответствовать закону.

Чтобы решить эту задачу, обратитесь к юристу по интеллектуальной собственности.

Обратите внимание

Люди не всегда понимают важность регистрации товарных знаков. Некоторые самозанятые не обращают внимания на защиту бренда или считают это затратным. Однако Роспатент и СМИ активно информируют о нововведениях в сфере патентования.

Другие сложности аналогичны тем, с какими сталкиваются все подающие заявки. Власти могут отказать в регистрации товарного знака, независимо от того, кто подаёт заявление: компания, предприниматель или самозанятый.

Три главных препятствия для регистрации торговых марок.

Роспатент чаще всего отказывает в регистрации обозначения как товарный знак, когда…

  • Существует зарегистрированный товарный знак на аналогичные товары или услуги.

  • Обозначение не может отличать товар или услугу, если слово напрямую её описывает.

  • Обозначение может обмануть покупателей насчёт товаров или услуг.

Регистрацию могут отказать по причине отсутствия отличительности, если обозначение содержит распространённые слова, знаки или термины. Такая ситуация может возникнуть при отражении свойств товара, например, веса, качества или стоимости.

Обратите внимание

В связи с СВО Роспатент усилил отказ патентов, если они противоречат общественному интересу.

При проверке обозначения на соответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывают неэтичное использование национальной или государственной символики, антигосударственные лозунги, непристойные слова и изображения, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство и религиозные чувства верующих, а также нарушения правил орфографии.

Вследствие ухода многих иностранных владельцев прав на интеллектуальную собственность с рынка, отечественный бизнес стремится заместить их товары своими.

Для этого лучше применять аналогичные обозначения, которые могут вызывать у покупателей ассоциации с исчезнувшими брендами и продуктами. В результате часто происходят отмены регистрации бренда из-за совпадения с уже существующим товарным знаком, говорит специалист.

Что делать, если отказали в регистрации

Разные пути позволяют обжаловать отказ в регистрации товарного знака.

  • Получить письменное согласие у владельца прав на противоположный знак.

  • Подать жалобу на отказ в Палате по патентным спорам. Процедура административная, напоминающая судебное обжалование, но с другими нормами. Палата имеет право изменить постановление Роспатента о непринятии заявки на регистрацию товарного знака;

  • оспорить отказ в суде.

Получение письма-согласия может быть затруднено. Некоторые правообладатели предоставляют его бесплатно, в то время как другие устанавливают плату за него, указывает Гафуров.

Если правообладатели неохотно предоставляют письмо-согласие, можно попытаться воздействовать на них. Часто применяют обращение в суд с требованием о досрочном прекращении защиты товарного знака из-за бездействия и одновременно оспаривании отказа Роспатента.

Юристы приведут пример из практики, где товарному знаку клиента, подавшего на регистрацию обозначение (на иллюстрации слева), противопоставлен бренд иностранного правообладателя (на иллюстрации справа).

Во-первых, последний отказался предоставить письмо согласия. Из-за этого юристам пришлось подать иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака (дело № СИП-1065/2022) и одновременно оспорить отказ Роспатента в Палате по патентным спорам.

Правообладатель выдал письмо-согласие, после чего товарный знак клиента зарегистрировали. Производство по делу прекратили из-за отказа от иска.

В судебном процессе выделяют три вида причин.

  • Нарушения Роспатента на этапе экспертизы, противоречащие решениям Суда по интеллектуальным правам, могут быть оспорены. Даже при неудачном обжаловании в Палате по патентным спорах, помощь может оказаться в подаче особого мнения или жалобы руководителю Роспатента.

  • Заявитель хочет отложить рассмотрение заявки, чтобы одновременно уладить проблемы, которые обнаружил Роспатент. К примеру, получить согласие на регистрацию от владельца торговой марки, которая совпадает с регистрируемым знаком.

  • Заявитель собирается предоставить новые улики для подтверждения своей позиции, которые ранее не удалось предъявить во время рассмотрения заявки в Роспатенте.

Оспаривание отказа в регистрации товарного знака через суд целесообразно рассматривать по каждому случаю отдельно.

Эксперты привели пример дела № СИП-192/2023. Заявитель оспаривал решение Роспатента о refusal в регистрации фамилии «Колокольников» как товарного знака для чайных напитков.

Суд установил, что Роспатент не подтвердил распространенность фамилии, а заявитель обосновал ее способность отличать чайные напитки. В результате суд признал отказ Роспатента недействительным и обязал службу зарегистрировать товарный знак.

Рекомендации для будущих правообладателей

В июне нынешнего года руководитель Роспатента Юрий Зубов сообщал о росте числа заявок на регистрацию товарных знаков. В 2023 году их уже 43 тысячи. «За пять месяцев текущего года отмечен прирост количества заявок на 35%», — указал глава Роспатента. Больше всего заявок подаётся в сфере лёгкой промышленности, например для изготовления обуви, производства кондитерских изделий и бытовой химии.

С введением новых правил регистрации брендов юристы предсказывают рост заявок на товарные знаки, включая именные. Это поспособствует продвижению личного бренда. Прирост заявок влечет за собой усиление конкуренции и увеличение рисков противопоставления похожих обозначений. Прежде чем подавать заявку на товарный знак, юристы советуют:

  • Чтобы провести патентный поиск, можно использовать бесплатные базы данных товарных знаков, например Linkmark. Однако там отсутствуют заявки на регистрацию товарных знаков, которые тоже нужно учитывать перед подачей собственной заявки, так как их могут противопоставить. Информацию о заявках можно найти в платной базе данных Федерального института промышленной собственности.

  • Размер пошлины устанавливается исходя из того, для каких услуг планируется регистрировать товарный знак.

  • Сроки экспертизы заявок могут затянуться из-за увеличения их числа после введения нового правила для физических лиц.

  • При отправке заявки онлайн предусмотрено снижение платы за госпошлину — 30%.

  • Убедиться, что обозначение не похоже на торговые марки зарубежных компаний, покинувших Россию из-за санкций.