Бизнес-сообщество, организации, призванные защищать интересы компаний, самые разные ведомства… буквально все были включены в процесс обсуждения подходов для проведения амнистии по дроблению бизнеса. И вот в конце мая Минфин подготовил масштабный проект поправок, который включил в себя в том числе и амнистию по дроблению бизнеса. В этом материале мы объединили и те предложения, которые выносились на общественные обсуждения, и итоговое предложение Минфина.
Первое, с чего стоит начать, и это, пожалуй, самая серьезная проблема – отсутствие в налоговом законодательстве определения дробления бизнеса. На практике это означает, что компании разделяются, а налоговые инспекторы ищут признаки незаконного дробления во время проверок. И в случае получения таких сведений доначисляют им налоги.
Отсутствие нормативной базы по дроблению в прошлом
Одним из самых обсуждаемых вопросов дробления уже не один год являлось фактическое признание существования такой схемы в Налоговом кодексе. Участники рынка не понимают, какое их действие может быть расценено инспекторами как незаконное дробление.
Судебная практика очертила контуры дробления, однако полной ясности, что организации могут делать, а за какие действия инспекторы привлекут их к ответственности, так и не появилось. С другой стороны, идея установить некие законодательные границы для разделения бизнеса – довольно опасная. Ведь если государство определит контуры, то бизнес, который ищет способ ухода от налогов, может воспользоваться точностью формулировок и найти лазейки, которые будет использовать для получения необоснованной налоговой выгоды.
С проектом, предложенным Минфином, эти обсуждения уходят в прошлое. Ведомство дало определение схеме.
«Дробление бизнеса – разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов», – говорится в документе.
Из этого определения следует, что у дробления есть несколько явных признаков:
-
подконтрольность компаний;
-
номинальная самостоятельность;
-
единая цель – получить налоговую выгоду.
В октябре прошлого года издание Forbes со ссылкой на замглавы Федеральной налоговой службы Виктора Бациева сообщал, что в период с 2018 по 2023 годы в судах было рассмотрено 643 дела о дроблении, а общая суммой доначислений составила 56 миллиардов рублей. Очевидно, что реальные показатели больше, так как не все налоговые споры доходят до арбитров.
Как будет устроена амнистия?
В общих чертах процедура будет устроена следующим образом. Амнистия затронет период с 2022 по 2024 годы. Доначисления, которые могли бы начислить инспекторы, будут отменены при добровольном отказе компаний от дробления за период 2025–2026 годов.
«Обязанность по уплате налогов, пеней, а также штрафов, предусмотренных статьями 119, 120, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, возникшая за налоговые периоды 2022–2024 годов в результате дробления бизнеса налогоплательщиков, может быть прекращена при добровольном отказе таких лиц от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей», – пишет Минфин.
Вступившие в силу до 2025 года решения инспекций не будут отменены. «… прекращение обязанности не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона», – говорится в документе, подготовленном Минфином.
При этом вступившие в силу до 2025 года решения инспекций не будут отменены. «… прекращение обязанности не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона», – говорится в документе, подготовленном Минфином.
Важно, что если проверка за период 2022–2024 годов была уже проведена, но решение еще не вынесено, то вступление их в силу в части дробления бизнеса будет приостановлено со дня вступления в силу настоящего закона.
«Указанное приостановление не отменяет права налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и в суд в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки и порядке и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа», – уточняет Минфин.
Далее рассмотрим еще несколько случаев, в которых может оказаться компания. Перечислим их пунктами.
1. Проверка за период 2022–2024 годов была, дробление установлено, решение не вынесено. Проверка за период 2025–2026 годов проведена, дробления не установлено.
В этом случае обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных за период 2022–2024 годов прекращается с момента вступления в силу решений о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.
2. В случае если проверка за 2022–2024 годы была, а новая, за периоды 2025 и 2026 годов инспекторами не назначена, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращается с 1 января 2030 года.
3. Проверка за период 2022–2024 годов была, дробление установлено, решение не вынесено. Проверка за период 2025–2026 годов проведена, дробление снова установлено.
Тогда не вступившее в силу решение вступит в силу одновременно с новым решением инспекторов по итогам контрольного мероприятия за период 2025 и 2026 годов.
В этом случае Минфин делает оговорку. В частности, в ведомстве отмечают, что «при установлении за налоговые периоды 2025 и 2026 годов факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, установленная по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022–2024 годов, прекращается в соответствующей части», – говорится в законопроекте.
И еще одно положение.
«В случае если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса за налоговые периоды 2025 и (или) 2026 годов только после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки за 2025 и (или) 2026 год, обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022–2023 годов, пеней, а также штрафов <…>, может быть прекращена при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также и за 2024 год до даты вступления в силу <…> решения о привлечении <…> к ответственности <…>», – пишет Минфин.
4. Проверка за период 2022–2024 годов была, дробление установлено, решение по проверке было приостановлено.
Компания прекратила работать, запущена процедура ликвидации, реорганизации, банкротства.
В этом случае обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, которая возникла по итогам проверки периодов 2022–2024 годов, прекращается.
И наконец, последняя ситуация, которая может возникнуть. Если после ликвидации или реорганизации налоговым органом «по результатам выездной налоговой проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса продолжается в 2025 и 2026 годах иной группой лиц», то на них будет возложена обязанность по уплате налогов, отраженных в решении за периоды 2022–2024 годов.
В завершение отметим, что на момент подготовки этого материала законопроект, Минфина, был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности.
Полную версию статьи о грядущих изменениях, читайте в статье «Амнистия по дроблению. Как это будет?» на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».
В статье использованы фото с сайта freepik.com