Раздача сувенирной продукции с логотипом товара или компании давно стала нормой при проведении мероприятий по брендингу. Учесть затраты на сувениры можно в рекламных расходах. Но, при условии, это прописано в учетной политике компании.
Такую позицию изложил Минфин в письме от 27.09.23 № 03-03-06/2/91906. Правда, сначала чиновники долго объясняли, почему расходы на сувениры экономические не обоснованы.
Статья 252 НК РФ устанавливает базовое требования для учета расходов в налоговой базе по прибыли. Все они должны быть экономически обоснованы и подвержены расходной первичкой. По мнению Минфина, затраты на изготовление сувенирной продукции нельзя признать обоснованными. И на этом основании бухгалтерия не вправе списать их как внереализационные расходы.
Но, и в составе рекламных расходов их тоже списать нельзя, как утверждает Минфин в письме от 27.09.23 № 03-03-06/2/91906. Свою позицию чиновники обосновывают ссылкой на закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», где говорится, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. В неопределенный круг включаются те, кто не определен заранее, как получатель рекламы. Таковыми нельзя считать действующих клиентов компании.
На этом основании, сделан следующий вывод: раздача сувенирной продукции клиентам организации не является рекламой. Поэтому, соответствующие затраты нельзя списать на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ как рекламные расходы.
Расходы на подарки определенному кругу лиц, расцениваются как безвозмездно переданное имущество, такие расходы не могут уменьшают базу по налогу на прибыль на основании п.16 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653).