
Министерство финансов осветило обстоятельства, при которых предприятие вправе включать в налоговые расходы затраты, возникшие при переработке продукции и сырья.
О чем напомнил Минфин
Налоговый кодекс Российской Федерации допускает включение в расчет налога на прибыль обоснованных и подтвержденных документально расходов, понесённых налогоплательщиком.
Минфин в письме от 20 ноября 2023 г. № 03-03-06/1/110836 Напомнил о правилах учета расходов на утилизацию товаров и материалов при расчете налога на прибыль.
Списание стоимости утилизированных товаров с просроченным сроком годности, возвращённых покупателями, как расходов по налогу на прибыль. зависит от ряда условий.
Если законом установлена обязанность для организаций по переработке товаров и материалов, то расходы, связанные с этим, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в статьях 24, 25 предписывает утилизацию продуктов питания с истекшим сроком годности, употребление которых представляет опасность.
Эти расходы также обязаны быть:
- экономически обоснованы (см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П);
- документально подтверждены в соответствии с законодательством для такой утилизации.
Подробно разберем понятие утилизации и важные аспекты учета расходов, связанных с этим процессом.
Срок годности
В законе о качестве товаров особое внимание уделяется соблюдению продавцами срока годности товара. Для продуктов питания, парфюмерии и косметики, лекарств, бытовой химии и других подобных товаров изготовитель обязан устанавливать срок годности (статья 5 Закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон № 2300-1).
Срок годности товара считается с момента производства. До этой даты товар надлежит использованию, или период времени, в течение которого его можно применять (ст. 473 ГК РФ, п. 2 ст. 19 Закона № 2300-1).
Сроком годности истекшие товары запрещено продавать. Их изъятие из оборота предусмотрено законом. В дальнейшем такие товары подлежат утилизации или уничтожению (п. 2 ст. 3 Закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», далее — Закон № 29-ФЗ).
Товар просрочен: что с ним делать
Просроченные товары списаны особым порядком. Расходы на уничтожение или утилизацию просроченных товаров, полученных от покупателей, можно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли, если закон обязывает плательщика налогов уничтожать или утилизировать конкретные категории товаров.
Расходы должны быть связаны с деятельностью предпринимательства и иметь надлежащие документы. Подробности можно найти в письмах Минфина России от 9 февраля 2018 года № 03-03-06/1/7862, от 26 мая 2016 года № 03-03-06/1/30409.
Утилизация или уничтожение: что выбрать и как обосновать
Утилизация – это применение некачественных и опасных изделий, материалов и продуктов не по назначению (ст. 1 Закона № 29-ФЗ). Из этого определения следует возможность реализации просроченной продукции. Часто её реализуют другим предприятиям, например, для переработки в корма для животных.
Продукция с просроченным сроком годности, непригодная для утилизации и представляющая опасность при дальнейшей эксплуатации, подлежит уничтожению (ст. 1, 3 Закона № 29-ФЗ).
Владелец расходов по экспертизе, хранению, перевозке, утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачивает (п. 4 ст. 25 Федерального закона № 29-ФЗ).
Официальное заключение государственных органов подтверждает низкое качество товаров (Письмо УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2008 г. № 20-12/037680). Перед принятием решения о утилизации или уничтожении недоброкачественного товара необходимо провести государственную экспертизу в Роспотребнадзоре (п. 2 ст. 3, ст. 25 Закона № 29-ФЗ).
Выкуп просроченного товара позволяет сохранить долгосрочные партнерские отношения с покупателями и в будущем получить прибыль.
Это согласуется с «знаковым» определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 320-О-П.
Суд постановил, что обоснованность расходов, используемых при определении налоговой базы, должна оцениваться с учетом фактов, указывающих на стремление плательщика налогов получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или другой хозяйственной деятельности. Расход не обязан приводить к конкретному доходу от сделки, но должен быть необходимым для дальнейшей деятельности, которая принесет доход.