К какому виду расходов относятся инвестиции в мерчендайзинг?

Автор:
Фото: img.freepik.com


В отношениях между продавцом и торговым заведением мерчандайзинг функционирует как самостоятельная услуга. Расходы на эту услугу относятся к рекламным затратам и учитываются при налогообложении прибыли.

Мерчандайзинг относится к рекламе


Мерчандайзинг — часть маркетинга, направленная на поддержку продаж товаров в магазинах.


Это наука, которая помогает продавать больше товаров клиентам.


Производитель (поставщик) и розничный продавец получат увеличение прибыли.


К услугам мерчандайзинга относится, например, приоритетная выкладка товаров на полках магазинов.

  • на видном, удобном месте;
  • в полном ассортименте поставщика;
  • В достаточном количестве, обеспечивая наличие на складе и в торговом зале.


Изготовитель или продавец — заказчик. Магазин, где товар покупают покупатели, — исполнитель.


Услуга мерчандайзинга, основанная на специальных технологиях выкладки товара, может считаться рекламной услугой (см. письмо Минфина от 3 сентября 2021 г. № 03-03-06/1/71382).

Расходы на мерчандайзинг нужно нормировать


Расходы на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, а также участие в выставках и ярмарках относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).


В рекламные затраты входят как полностью условно expenses-ы, так и нормируемые. Последние можно учитывать при расчете налога на прибыль лишь до 1% от выручки.

Перечень затрат на рекламу и правила их планирования. содержит пункт 4 статьи 264 НК РФ.


Не подлежат нормализации положения, обозначенные во втором — четвёртом пунктах 4 статьи 264 НК РФ.


К нормам расходов на рекламу относится (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • Потраты на покупку (создание) подарков для победителей конкурсов, которые разыгрываются в рамках масштабных рекламных акций.
  • На другие формы рекламы, например, изготовление и рассылку рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и подобных изделий.


Мерчандайзинг включают в категорию «других видов рекламы», для расходов которых устанавливаются нормы при расчете налога на прибыль.

Как рассчитывать доход для установления пределов трат на рекламу?


Расходы на рекламу устанавливаются с учетом выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), согласно статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации.


Это передача за плату прав на вещи или результаты работы от одного лица к другому, а также предоставление услуг за деньги от одного лица другому (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Выручка от продаж для расчета налога на прибыль. Определяют на основе всех поступления, имеющих отношение к оплате реализованных товаров, работ, услуг, имущественных прав, представленных в денежной и (или) натуральной форме.


В целях налога на прибыль товар – это любое имущество фирмы, которое можно реализовать или предназначено для реализации: основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция, покупные товары и так далее. Доходы от продажи этого имущества учитывают в составе выручки от реализации.


Существуют доходы, подлежащие зачислению как в выручку, так и в иной состав.
внереализационных доходовК примеру, это могут быть доходы от аренды собственности или доходы от участия в уставных капиталах других организаций. Если эти виды работ являются основными для фирмы, то поступления, с ними связанные, относятся к выручке и учитываются при нормировании затрат.