
В отношениях между продавцом и торговым заведением мерчандайзинг функционирует как самостоятельная услуга. Расходы на эту услугу относятся к рекламным затратам и учитываются при налогообложении прибыли.
Мерчандайзинг относится к рекламе
Мерчандайзинг — часть маркетинга, направленная на поддержку продаж товаров в магазинах.
Это наука, которая помогает продавать больше товаров клиентам.
Производитель (поставщик) и розничный продавец получат увеличение прибыли.
К услугам мерчандайзинга относится, например, приоритетная выкладка товаров на полках магазинов.
- на видном, удобном месте;
- в полном ассортименте поставщика;
- В достаточном количестве, обеспечивая наличие на складе и в торговом зале.
Изготовитель или продавец — заказчик. Магазин, где товар покупают покупатели, — исполнитель.
Услуга мерчандайзинга, основанная на специальных технологиях выкладки товара, может считаться рекламной услугой (см. письмо Минфина от 3 сентября 2021 г. № 03-03-06/1/71382).
Расходы на мерчандайзинг нужно нормировать
Расходы на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, а также участие в выставках и ярмарках относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В рекламные затраты входят как полностью условно expenses-ы, так и нормируемые. Последние можно учитывать при расчете налога на прибыль лишь до 1% от выручки.
Перечень затрат на рекламу и правила их планирования. содержит пункт 4 статьи 264 НК РФ.
Не подлежат нормализации положения, обозначенные во втором — четвёртом пунктах 4 статьи 264 НК РФ.
К нормам расходов на рекламу относится (п. 4 ст. 264 НК РФ):
- Потраты на покупку (создание) подарков для победителей конкурсов, которые разыгрываются в рамках масштабных рекламных акций.
- На другие формы рекламы, например, изготовление и рассылку рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и подобных изделий.
Мерчандайзинг включают в категорию «других видов рекламы», для расходов которых устанавливаются нормы при расчете налога на прибыль.
Как рассчитывать доход для установления пределов трат на рекламу?
Расходы на рекламу устанавливаются с учетом выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), согласно статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это передача за плату прав на вещи или результаты работы от одного лица к другому, а также предоставление услуг за деньги от одного лица другому (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Выручка от продаж для расчета налога на прибыль. Определяют на основе всех поступления, имеющих отношение к оплате реализованных товаров, работ, услуг, имущественных прав, представленных в денежной и (или) натуральной форме.
В целях налога на прибыль товар – это любое имущество фирмы, которое можно реализовать или предназначено для реализации: основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция, покупные товары и так далее. Доходы от продажи этого имущества учитывают в составе выручки от реализации.
Существуют доходы, подлежащие зачислению как в выручку, так и в иной состав. внереализационных доходовК примеру, это могут быть доходы от аренды собственности или доходы от участия в уставных капиталах других организаций. Если эти виды работ являются основными для фирмы, то поступления, с ними связанные, относятся к выручке и учитываются при нормировании затрат.