Суд не признал большой палец подтверждением отправки груза.

Автор: | 16.11.2023

Обстоятельства спора

Поставка пиломатериалов была согласована договором между компанией-покупателем и компанией-продавцом. Согласно условиям документа, стороны общаются, используя мессенджеры WhatsApp, Viber, WeChat и Telegram. Договор определяет сроки поставки и обязанность продавца оповестить о готовности товара за семь дней.

В декабре 2021-го и феврале 2022 года покупатель перечислил 2,2 млн рублей за товар. Не получив уведомления о готовности продукции, в июле 2022 года компания запросила возврат средств и расторжение договора.

Продавец пояснил, что в апреле направил директору организации фото готовых пиломатериалов через мессенджер, сопроводив его смайликом. В конечном счете продукция так и не была затребована.

Покупатель согласился с доводами продавца, передав право требования другой компании. Та обратилась в суд, чтобы взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 2,2 млн рублей.

Обратите внимание

Суд Краснодарского края признал использование эмодзи достаточным способом согласования условий договора. Продавец утверждал, что не поставил товар вовремя из-за разногласий по его внешнему виду, однако суд не согласился, поскольку в переписке он подтвердил выбранный покупателем цвет отправив эмодзи с изображением руки с поднятым вверх большим пальцем.

Решение первой инстанции

Суд первой инстанции постановил, что ответчик не исполнил обязанность известить покупателя о готовности товара. Фотографии и графические изображения нельзя признавать юридически значимым сообщением об отправке товара. Подобная практика передачи информации отсутствовала между сторонами.

Продавец не удостоверился в понимании покупателем сказанного и не предпринял дополнительных действий для должного информирования покупателя.

Суд Кировской области постановил выплатить 2,2 миллиона рублей неосновательного обогащения, проценты за использование чужих денег и судебные издержки. дело № А28-2634/2023).

Обратите внимание

Юристы, опрошенные Право.ruТекст указывает, что контрагент должен передать сообщение, из которого однозначно следует его намерение и воля. Однако суд в каждом отдельном случае сам определяет, насколько содержание смайлика было понятно контрагенту.

Решение апелляции

Продавец подал жалобу на решение в суд кассационной инстанции.

Второй Арбитражный апелляционный суд поддержал решение Арбитражного суда Кировской области. Суд считает, что из переписки продавца и покупателя ясно, что стороны договорились о дате и времени погрузки, а продавец прислал фото товара по запросу покупателя.

Следовательно, отправка фотографии и получение в ответ смайлика «Большой палец вверх» не может считаться установившимся способом оповещения о готовности товара к отгрузке по договору.