
Получатели субсидий обязаны при использовании бюджетных средств руководствоваться принципами адресности и целевого назначения. Несоблюдение данных принципов влечёт возвращение денег в бюджет.
Рост роли государства в экономике повышает важность правомерного и безопасного расходования бюджетных средств, утверждают юристы. Право.ru.
Обратите внимание
Возникают проблемы, когда получатель субсидий использует выделяемые средства по назначению, например покупает имущество, но потом передает его во временное пользование другому лицу. Это нарушает принципы адресности и целевого характера бюджетных средств? Может ли это потребовать возврата денег в бюджет и привлечения к ответственности?
Позиция судов и контролирующих органов
Практика демонстрирует, что предпринимателям нужно не просто формально тратить субсидиарные средства по назначению, указанному в договоре.
Контрольные органы и судебные инстанции анализируют все действия организации по использованию и управлению результатами расхода бюджетных средств с учетом целевого назначения, установленного нормативными документами и соглашениями о выдаче субсидий.
В этой связи значимы следующие судебные решения.
1). Дело «Кластерного инжинирингового центра».
Получена субсидия некоммерческой организации для развития инжинирингового центра кластера и оказания услуг организациям, входящим в его состав. У организации есть право приобрести оборудование для достижения этих целей.
Имущество, купленное за субсидию, продали и передали некоммерческой организации для сдачи в аренду третьим лицам с правом выкупа. Это помешало использовать его организациям кластера и самой некоммерческой организации.
рассматривая спор № А55-10318/2020, 11-й ААС указал, что имущество, приобретенное за счет средств субсидии, должно использоваться по целевому назначению до завершения срока выполнения целей и задач, ради которых предоставлялась субсидия.
Самостоятельное расходование субсидии, предусмотренное соглашением о её выделении, не освобождает от обязанности использовать приобретённое имущество в соответствии с целями её предоставления.
2). Дело Школы олимпийского резерва № 9.
Школа передала школемуниципальному владению спортивный инвентарь и оборудование, купленное за бюджетные средства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассматривая дело № А53-19444/2021, решил, что передача имущества, купленного с субсидии на спортивное оборудование и инвентарь для школы в рамках госпрограммы, другим организациям не согласуется с целями программы.
3). Дело Школы олимпийского резерва № 13.
Fifteenth Arbitration Court of Appeal in the case A53-15658/2021 stated that transferring equipment to other institutions violates the principle of targeting.
Передавать инвентарь, купленный за средства субсидии, другим лицам считается нарушением принципа адресности бюджетных расходов.
Снижение угрозы нарушений при использовании бюджетных средств.
Чтобы эффективно использовать государственные средства, суды иногда используют оценочный подход для проверки законности действий получателей субсидий, когда отсутствуют ясные нормативные правила. Такой подход создает значительную неясность в гражданском обращении.
Оценить риск квалификации контролирующим органом или органом исполнительной власти, предоставившим субсидию, действий получателя по передаче третьим лицам имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, как нецелевое использование и нарушение принципа адресности, возможно в каждом конкретном случае.
Рассмотрение условий предоставления субсидии, правил её расходования, анализа законодательных актов об оказании субсидий, имеющихся договоренностей, целевой направленности предоставления субсидии, показателей результативности ее использования и целей закупки имущества за бюджетные средства.
Обратите внимание
Общие требования к нормативным актам, регламентирующим выплаты субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, вступившие в силу 1 января 2024 года, обязывают указывать в них результат предоставления субсидий. Результат должен быть конкретным, измеримым, соответствовать целям предоставления субсидий и типам результатов, определённым Министерством финансов для проведения мониторинга достижения результативности субсидий.
Введение в нормативный правовой акт или соглашение о субсидии для покупки товаров контрольных точек позволит получателям бюджетных средств доказать соблюдение принципа адресности и целевого расходования бюджетных средств на покупку товаров документами (например, договором, первичными документами, подтверждающими поставку товара, оплату и постановку его на баланс).
Возможно, эти нормы изменят судебную практику, заставив суды трактовать цели предоставления субсидий как средство ориентирования и создав более понятный правовой режим для их получателей.
P.S.Получателям бюджетных средств следует обратиться в орган публичной власти, выдавшего субсидию, и запросить разъяснения о порядке ее использования и распоряжения имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств.