Взаимосвязь не является основанием для проведения выездной налоговой проверки.

Автор: | 01.09.2022

При применении спецрежимов взаимозависимыми компаниями оснований для подозрений в налоговых правонарушениях и назначения выездной проверки нет.

Применение разными организациями различных спецрежимов – не риски налогового правонарушения и не повод для выездной налоговой проверки. письме от 16.08.2022 № СД-19-2/188@.

Отношения взаимовыгодного сотрудничества между компаниями сами по себе не являются основанием для квалификации действия как налогового преступления.

Предприниматели могут сами решать, какой налоговый режим им подходит, исходя из своих расчетов прибыльности и удобства.

Взаимозависимые компании, применяющие спецрежим, не подлежат выездной налоговой проверке.

На практике крупные и средние компании часто стремятся разделить бизнес-процессы на отдельные фирмы, перейдя на специальный режим для снижения налоговой нагрузки. Налоговая служба должна выявлять законность таких действий, анализируя цепочки операций и характеристики взаимосвязанных компаний, например общий штат, единые документы, совместную бухгалтерию, отсутствие других партнеров.

Для проведения выездной налоговой проверки в отношении взаимозависимых компаний, взаимодействующих между собой, требуются дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о разделении бизнеса и стремлении к снижению налоговых обязательств.

Письмо ФНС РФ от 16.08.2022 № СД-19-2/188@


«О рассмотрении обращения»

Федеральная налоговая служба, изучив запрос учредителя ООО, информирует о следующем.

В поступившем обращении отсутствуют доверенности на представление интересов учредителя ООО и указанных в нём налогоплательщиков, выданные законом. Это не позволяет рассмотреть обращение по главе 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы могут требовать от налогоплательщиков, плательщиков сбора или налоговых агентов документы, утвержденные государственными органами и органами местного самоуправления. Эти документы необходимы для расчета и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также служат подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Налогоплательщик обязан предоставлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для расчета и уплаты налогов, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса.

В отношении указанных в обращении налогоплательщиков территориальные налоговые органы проводят предусмотренные Кодексом мероприятия налогового контроля, включая истребование документов в соответствии с статьёй 93.1 Кодекса.

Такие мероприятия сами по себе не являются налоговыми проверками, не предполагают применения к плательщикам налогов мер ответственности и ограничений, установленных законом, и не мешают предпринимательской и другой экономической деятельности.

О подлинности действий сотрудников правоохранительных органов по обращениям налогоплательщиков ФНС России судить не может.

Также по вопросам применения субъектами предпринимательства специальных налоговых режимов сообщаем следующее.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность, проводимая по собственному риску и направленная на постоянное получение прибыли от использования имущества, торговли товарами, выполнении работ или предоставления услуг, осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствии с законом.

Разные субъекты предпринимательства могут взаимозависимы, но это не является поводом для налоговых органов считать действия субъектов нарушениями налогового законодательства. Налогоплательщик, руководствуясь принципом свободы экономической деятельности, сам определяет стратегию своей работы и несет ответственность за свои решения.

Согласно законодательству о налогах и сборах, проведение взаимозависимыми налогоплательщиками разных видов финансово-хозяйственной деятельности при применении специальных режимов налогообложения не считается риском совершения налоговых правонарушений, указанных в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, и не является самостоятельным основанием для проведения выездной налоговой проверки.

Использование взаимозависимыми плательщиками налогов схем организации бизнес-процессов с комплексным участием в определенной сфере деятельности и получением общего финансового результата сопряжено с риском применения схем оптимизации организационной структуры, предполагающих разделение на формально самостоятельных участников, применяющих специальные режимы налогообложения («дробление бизнеса»).

Глава 26.2 Кодекса устанавливает объективные ограничения для использования специальных налоговых режимов, определяемые конкретными условиями ведения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиком. В статье 346.13 Кодекса изложен порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, что даёт возможность налогоплательщику самостоятельно оценить возможные риски и перспективы её использования.

Для получения быстрого ответа направляйте запросы через сервисы «Обратиться в ФНС России» и «Личный кабинет».


Действительный


государственный советник


Российской Федерации


2-го класса