Восстановление операций на счете после нарушений правил противодействия отмыванию денег

Автор: | 24.06.2022

Банки контролируют операции с признаками нелегальной деятельности. К таковым относятся действия клиентов, нарушающие законы об отмывании денег, полученных преступным путём. Если у банка возникнут опасения, что цель операций – незаконная сделка, то он может ограничить дистанционный банковский сервис. Как поступить в такой ситуации, рассказано ЦБ РФ предпринимателям в памятке. письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.

С марта 2022 года банки классифицируют клиентов по группе риска совершения подозрительных операций. С 1 июля к этой практике присоединяется Центробанк.

При оценке рисков Центробанк обращает внимание на сведения о видах и характере деятельности клиентов, операциях по их счетам, учредителях, участниках и руководителях, аффилированности с компаниями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими подозрительные операции, количестве счетов, вкладов или депозитов и другую информацию.

Блокировка счёта при несоблюдении норм противодействия легализации преступных доходов.

Присвоенная организациям или индивидуальным предпринимателям низкая степень риска позволяет осуществлять деятельность без опасений, открывать счета и проводить денежные переводы.

При средней или высокой степени риска банк с 1 июля 2022 года может (но не обязан).

  • Не предоставлять услугу открытия банковского счёта-вклада.
  • отказать в совершении подозрительной операции;
  • Соглашение о банковском счете (депозите) можно прекратить, если за год клиенту дважды или чаще отказывали в проведении сомнительных транзакций.

Банк может, но не обязан, предоставить клиентам группы высокого риска дополнительные услуги.

  • Запрещать доступ к деньгам или другому имуществу.
  • Остановить операции со средствами или собственностью.
  • отказать в снятии наличных;
  • Не допускать снижения суммы электронных денег.
  • запретить переводы по СБП;
  • отказать в проведении операции;
  • Не предоставлять возможность открытия или продления договора на банковский счет или вклад.
  • расторгнуть договор банковского счета или вклада.

Процесс блокировки банковских счетов. Изучайте «Практическую энциклопедию бухгалтера» в Бераторе.

Обнаружив операции с признаками подозрительности или сомнительности, банк может:

  • Потребовать у клиента документы и сведения, такие как данные о выполняемой операции, источниках финансовых ресурсов, партнёрах, факте осуществления коммерческой деятельности и тому подобное.
  • Определить срок предоставления требуемой документации и данных, руководствуясь положениями действующего контракта и уставом кредитной организации.
  • Предложить клиенту посетить отделение банка для личной беседы о деталях предложения.
  • Выезжать на объект заказчика.
  • Принять решение о пересмотре степени риска, связанного с клиентом.
  • Ограничить действие договора банковского обслуживания и использования банковских карт.

С банковского счета фирмы с высоким риском допускается:

  • Перечислить в бюджет налоги, таможенные платежи и страховые взносы.
  • Осуществить выплату заработной платы сотрудникам, рассчитанной до момента получения категории «высокий риск», при условии что величина выплат будет соответствовать фонду оплаты труда за прошедший месяц.
  • Выплатить работникам компенсации и алименты.
  • Оплатить банковские услуги.
  • Выделить ежемесячно 30 000 рублей из счёта индивидуального предпринимателя для жизни ИП и его семьи.
  • Списать деньги на оплату банкротства.
  • Перечислить средства на утилизацию и погашение долгов кредиторам.
  • Уплата долгов по исполнительным документам.

Клиенту, которому заблокировали счёт, предоставляется возможность восстановления доступа.

Неблагонадежные клиенты, лишенные обслуживания, имеют возможность реабилитации.

Для реабилитации требуется выполнение ряда действий.

  • Получите сведения о мотивах отказа банка. Банк обязан предоставить информацию о сроке и основаниях для отказа в течение пяти рабочих дней с момента его вынесения.
  • Получив информацию о причинах отказа и не узнав каких документов требуется для пересмотра решения, подберите документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа банка, и предоставьте их банку с просьбой пересмотреть решение.
  • Банк ответит вам об утверждении или отклонении заявки не позднее семи рабочих дней с момента подачи документов.
  • Если банк, изучив предоставленные документы, признает невозможность устранения причин отказа, можно подать заявление об оспаривании решения банка в Межведомственную комиссию через Банк России.

Все указанные действия необходимо выполнять поэтапно. Без прохождения первого уровня реабилитации, то есть без обращения в банк и получения сообщения о невозможности устранения оснований, послуживших причиной отказа ранее, а также без представления необходимых документов, ЦБ РФ откажет в передаче заявления в МВК для рассмотрения по существу. Об этом предупредил Банк России в методических рекомендациях, опубликованных письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.

Обращаем внимание, что не все действия банка возможно оспорить в МВК. Например, нельзя обжаловать ограничение ДБО, блокирование банковской карты или расторжение договора банковского счета по инициативе банка.

Банк России выслал образцы заявлений о направлении документов и об обжаловании решения банка об отказе от совершения операции в письме от 10 июня 2021 года № 59-4/29017.

Скачать заявление об отмене приостановления операций по счетам после оплаты долга по налогу, пеням и штрафам можно в сборнике «Практическая энциклопедия бухгалтера».