В залог – имущество и Федеральная Налоговая Служба.

Автор:


Закон № 325-ФЗ, содержащий много изменений, включает поправку, которая до сих пор остается незамеченной. Поправка касается возникновения залоговых прав налоговых инспекторов на имущество компании в случае невыполнения фискальных обязательств. Какие права дает это изменение?

Основа основ


Рассмотрим суть предлагаемых изменений.
закон от 29 сентября 2019 года № ­325-ФЗНовое положение вносит коррективы в статью 73, ее первую часть Налогового кодекса.


Поправка направлена на борьбу с предпринимателями, которые во время налоговой проверки стремятся избавиться от имущества бизнеса, зная возможные последствия контроля. Зачастую такие действия приводят к тому, что к моменту вступления решения в силу на балансе предприятия ничего не остается. В этом случае проверка становится бессмысленной.


Несмотря на наличие множества механизмов по получению инспекторами налоговых поступлений (к примеру,),
субсидиарная ответственностьВозникает проблема: даже привлекая собственников бизнеса, его руководство или главного бухгалтера к ответственности, у них может отсутствовать имущество. В этом случае налоговый орган не сможет взыскать налоги, и субсидиарная ответственность теряет смысл. Предлагаемая норма направлена на расширение возможности налогового органа взыскать недоимку за счет всех доступных средств, например, имущества организации.


Законодательство предоставляет право залогодержателя инспекции в двух ситуациях: при возникновении у бизнеса задолженности по решению о взыскании налогов, когда на имущество должника налагается арест для обеспечения платежа; или при вступлении в силу решения по налоговой проверке, исполнение которого обеспечивается запретом на отчуждение и передачу залогового имущества.


Инспекция может быть залоговым держателем имущества лишь после рассмотрения проверки и принятия решения.

Масштабные изменения


Если у компании отсутствует имущество, вероятность проверки невелика, но исключения случаются. Ревизоры могут обращаться на предприятия без активов, если бизнес подозревается в подозрительных сделках. Отсутствие собственности не гарантирует защиту от проверок.


Закон устанавливает новый порядок расчетов с кредиторами: контрольная организация имеет преимущество перед остальными кредиторами предприятия, подобно любому другому залоговому кредитору.


Требования налогового органа выполняются в первую очередь. Существуют исключения, например, расходы, связанные с торговлей в рамках исполнительного производства. В процессе банкротства средства могут быть направлены на погашение долгов перед работниками, пострадавшими от вреда здоровью или жизни, а также судебных издержек, включая вознаграждение арбитражного управляющего. Законодательство приоритезирует требования залогодержателя, так как они могут получить удовлетворение не только с денежных средств на счетах компании, но и со средств, полученных от продажи залога.


С 1 апреля 2020 года новые законы радикально изменят порядок урегулирования прав кредиторов.


Новое право, вероятно, станет инструментом пополнения бюджета и будет использоваться налоговыми инспекторами повсеместно. Через два месяца после увеличения налога на добавленную стоимость в законе об бюджете Минфин внес поправки, снова увеличив налоговые поступления. Сумма изначально составляла 3,987 трлн рублей, в июле ее увеличили до 4,116 трлн рублей, а осенью — до 4,205 трлн рублей.

Перспективы поправок


Российский бизнес часто сталкивается с ситуацией, когда налоги и штрафы превышают возможности предприятия. Такая система может подталкивать ревизоров к выполнению плана по сбору налогов за счет незаконных поправок. Многие предприниматели во время проверок чувствуют, что проверка носит заказной характер. Поправки фактически узаконивают новый механизм рейдерства – коррумпированные чиновники получают инструмент для ликвидации компаний с рынка.


Это сценарий довольно драматичный, а вот более реалистичный. Норма фактически лишает других кредиторов, кроме налоговой службы, возможности получения денег при банкротстве компании. В этом смысле деловые партнеры предприятия фактически становятся донорами, потому что при негативном развитии событий компания-кредиторы теряют возможность получить обратно свои средства. Если раньше они могли претендовать на часть средств, полученных в ходе реализации имущества должника, то теперь эти деньги в первую очередь получат инспекторы.


В России обсуждают «обеление» экономики и сокращение тенистой зоны. Сейчас наблюдается любопытная ситуация. В некоторых сферах бизнеса приходится становиться прозрачнее из-за цифровизации. Частично переходить в тень становится заметно контролерам. Такое развитие экономики, появление цифровых ресурсов и возможностей – это хорошо. Но есть коммерсанты, чья деятельность пока не сильно подвержена цифровизации. В этом случае уходят глубоко в тень, настолько глубоко, что назвать бизнес «серым» было бы неточно. В некоторых отраслях некоторые предприниматели вообще предпочитают не регистрироваться.


Внимания экспертов к этой поправке закона № 325-ФЗ недостаточно. Специалисты, занимающиеся данной нормой, заметили принятие закона и обсудили его между собой, но в частном порядке. О изменениях в законодательстве с отложенным сроком действия обычно вспоминают незадолго до начала их применения.


В целом складывается впечатление, что в принятых поправках нет ничего хорошего. Норма будет полезна коммерсантам, которые сознательно избавляются от собственности, чтобы не платить налоги. В этом смысле закон будет полезен налоговой инспекции. Для бизнес-сообщества данные нововведения не принесут пользы, суммы реальных взысканий по исполнительным документам очевидно упадут за счёт перераспределения в пользу бюджета, имеющего преимущество в силу закона.