Росстандарт проверяет завезённые в Россию иномарки с трудностями в установке устройства для связи с экстренными службами после аварий. Говорится о модуле ЭРА-ГЛОНАСС, который автоматически вызывает помощь медиков на место происшествия.
В настоящее время ведомство обнаружило неисправность у 4589 импортированных машин, которые по мнению регулятора, не соответствуют требованиям техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Претензии выдвинуты к легковым и грузовым автомобилям 44 марок разных производителей: европейских, японских, корейских и китайских.
Оповещение Росстандарта, направленное в метрологические территориальные управления и ГИБДД, опубликовал Telegram-канал «Русский автомобиль».
В обращение выпущенные транспортные средства, перечисленные в приложении, оснащены устройствами вызова экстренных оперативных служб, но не обеспечивают автоматического срабатывания этих устройств. Из-за этого такие транспортные средства не отвечают требованиям пункта 114 приложения №2 к техрегламенту и представляют непосредственную угрозу здоровью и жизни граждан.
Ввиду этого орган государственного контроля может принимать все необходимые меры по защите жизни и здоровья граждан, включая запрет выпуска машин и принудительный отзыв продукции.
Какие машины под угрозой
В приложении к письму представлен список из 44 марок автомобилей, для которых производители и импортеры получили одобрения типа транспортного средства (ОТТС) с предусматриваемыми полноценными системами ЭРА-ГЛОНАСС с автоматическим срабатыванием. Вместе с тем, в этих автомобилях установлены упрощенные устройства, допускаемые на машинах по параллельному импорту.
Для этих объектов оформляется упрощённый сертификационный документ – заключение об оценке единичного транспортного средства, дающее право на установку упрощённой «тревожной кнопки».
Обратите внимание
В перечне Росстандарта указаны Mitsubishi L200, Subaru Forester, Ravon Nexia, Chevrolet Aveo, Kia Sportage пятого поколения, Geely Coolray, Tugella и Atlas, обновленный Chery Tiggo 8, Citroen Jumper, Toyota RAV4, Camry, Lexus RX и другие модели.
Кроме того, список включает грузовые бренды, такие как китайские Sitrak, Shacman, Sany, Foton, корейские Hyundai, европейские DAF и MAN.
Автопроизводители подтвердили «Газете.Ru», что регулятор уведомил их о своем расследовании.
«Мы получили уведомление от Росстандарта по данной теме. В настоящее время занимаемся проверкой информации. По итогам проверки результаты и материалы будут направлены в Росстандарт в установленный срок», — сообщила официальный представитель компании Chery в РФ Евгения Никитена-Кацарская.
В российском отделении Porsche заявили, что не поставляли и не выпускали в продажу на территории России автомобили из перечня ведомства.
Автомобили были доставлены на территорию России сторонними организациями.
Другие представители зарубежных фирм не успели высказаться по этому вопросу.
Какие санкции возможны
Защитная оговорка Техрегламента, которую приводит Росстандарт, позволяет запрещать реализацию авто и отзывать их с рынка, но до этого производитель, продавец или импортер могут устранить выявленные несоответствия по согласованию с контролирующими органами.
Выявлять автомобили, не соответствующие Техрегламенту, могут таможенные органы.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, нарушение технического или тарифного регулирования подлежит ответственности с точки зрения таможенного регулирования. Предоставление этой информации таможенным органам позволяет им принять меры против торговых сетей, реализующих товар, в рамках постконтроля, включая изъятие предмета нарушения.
Обратите внимание
По её словам, проверки таможенных органов могут коснуться машин, прошедших растаможивание в России. Если же автомобили въехали в РФ из другой страны ЕАЭС, таможня, вероятно, не будет их проверять, указала Шавшина.
Что можно спросить у хозяина?
Проблемы с ЭРА-ГЛОНАСС, оформлением СБКТС и ЗОЕТС, разрешающими физическим и юридическим лицам ввозить автомобили в Россию, как ожидалось, возникли, — заявил консультант по автопрому Сергей Бургазлиев в интервью «Газете.Ru».
В спешке разработали нечеткие критерии упрощенной процедуры оценки соответствия, из-за которых добросовестные покупатели сталкиваются с проблемами. За нарушение, например, использования определенного модуля ЭРА-ГЛОНАСС, могут оштрафовать или аннулировать ЭПТС.
Для аннулирования ЭПТС у автомобиля должны быть предусмотренные законом причины.
Эксперт считает практику признания использования упрощённых устройств ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимых автомобилях нарушением странной в условиях, когда постановление правительства №855 от 2022 года допускает такую установку.
Считаю, что в существующих нормативно-правовых актах нет пункта, разрешающего аннулировать ЭПТС из-за якобы несоответствия модулей ERA-GLONASS требованиям технического регламента. Если на сам модуль есть действующий сертификат соответствия на дату установки в автомобиль, то какие могут быть претензии к установщику модуля и уж тем более к владельцу? — резюмировал Бургазлиев.