Телефонный допрос: что это и как это возможно?

Автор:


Юристы по налогам обращают внимание на практику телефонных допросов работников компаний налоговыми инспекторами.
журналу «Расчет» Как организуются допросные процедуры, каковы запросы проверяющих и способен ли руководящий состав предприятия предотвратить подобные встречи.


Налоговые инспекторы применяют новый способ получения информации о деятельности фирмы: ревизоры связываются с работниками компании по телефону и приглашают к беседе в этот момент.

Без процедурных излишеств


Ревизоры могут мотивировать собеседника поговорить по телефону самыми разными способами: от быстрого получения информации до сокращения действий допрашиваемого работника компании. Иногда инспекторы предлагают просто уточнить некоторые детали, обещая при этом краткость разговора.


Сотрудники, получающие такие звонки, соглашаются поговорить с ревизорами из-за психологической реакции и незнания Налогового кодекса. Линейные работники предприятий не знают и не понимают, имеет ли право налоговый инспектор задавать вопросы по телефону.
Работники пугаются того факта, что звонят именно им, а не руководителям. Также опасаясь негативных последствий, сотрудники соглашаются на разговор потому, что телефонная беседа кажется более безопасным вариантом общения с инспектором, чем получение официальной повестки на допрос и посещение Налоговой службы. Отвечать на несколько вопросов совсем не сложно.


Бесценные сведения налоговая служба может получить во время телефонного разговора с представителем фирмы.


В нашем опыте встречались ситуации, когда работники предоставляли не только информацию, но и сообщали номера телефонов, имена партнеров и другую информацию инспекторам.

Статус проверки


Телефонный разговор ревизора с работником компании (не обязательно организации, подлежащей проверке; информация может браться и у сотрудников партнеров проверяемой фирмы) не подлежит фиксации документально. Это связано с тем, что закон не предусматривает проведение таких собеседований.


Таким образом полученные сведения нельзя использовать в рамках дела. Иногда необходимо распутать эту цепочку, чтобы выяснить, кто из свидетелей стал первым и запустил официальные запросы на допросы, документы и прочее. Источником такой информации может быть даже безобидный разговор инспектора с сотрудником компании по телефону. В целом такие беседы направлены на то, чтобы инспектор определился с направлением развития дела.


В результате подобного допроса некоторые работники соглашаются подписать протокол. Даже обычная телефонная беседа при определенных условиях может стать оформленным протоколом допроса. Полученный таким образом документ может быть признан недопустимым доказательством, если известно, что «настоящего» допроса не было. Однако, получив протокол допроса, например, сотрудника контрагента, трудно узнать о его получении.


Телефонные опросы такого плана не регулируются налоговым законодательством. Вероятно, это инициатива отдельных инспекторов, стремящихся быстрее получить необходимую информацию.


Оформите подписку на журналы «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первый квартал 2021 года.
Скачать счет на подписку

Превентивная мера


В скором времени возможно продолжение таких разговоров. Полезно предусмотреть способы защиты от телефонных допросов.


Для защиты компании наилучшим вариантом станет выпуск общего приказа на всю организацию.


В приказе следует предписать сотрудникам предприятия сообщать о контактах ревизоров (по телефону, мессенджерам, e-mail или повестке на допрос) ответственному сотруднику, руководителю подразделения или директору в зависимости от размера компании и ее структуры.


Приказ требуется представить для ознакомления всем сотрудникам компании с обязательной подпиской, а при поступлении новых работников — демонстрировать им данный документ.


Приказ можно дополнить инструктажем для сотрудников о поведении при получении повесток или телефонных звонков. Работникам следует разъяснить, что вызовы на допрос не должны их пугать, так как ответственность за деятельность компании не лежит на них. Важно подчеркнуть, что сотрудники предприятия не могут быть привлечены к уголовному и административному наказанию за налоговые нарушения компании.


Специалист ничего не теряет, а вот компания понесёт серьёзные убытки из-за разглашения данных.


Работникам важно услышать об этом на инструктаже.


В ходе предпроверочного анализа ревизоры стремятся оценить возможность успешного завершения проверки компании. Для упрощения сбора информации ревизоры используют допрос по телефону, так как такая беседа не оставляет следов. Этот метод вряд ли исчезнет из практики налоговых инспекторов в ближайшее время.