
Избавиться от старых долгов по налогам, зафиксированных в бухгалтерском учете, возможно, но с бдительностью и не для всех категорий предприятий.
Как возникает задолженность по налогам?
Кредиторская задолженность по налогам может возникнуть, например, из-за недоделанных бухгалтером операций или удачного стечения обстоятельств для фирмы.
В отношении первого случая: бухгалтер выявил погрешности в расчёте налогов и произвел их доначисление. Однако, не уплатил налоги и штрафы, а также не предоставил уточнённые декларации.
Везение возможно, если инспекция не проводила проверок за время начисления доначислений, и срок давности для налоговых проверок истек.
В сложившихся условиях возможно списание налоговой задолженности, однако целесообразно проанализировать все «за» и «против».
При снятии задолженности по налогам стоит быть осторожным.
Доход в форме сумм задолженности, погашенных из-за просрочки по требованиям истца, согласно пункту 18 статьи 250 НК РФ, признается внереализационным.
Исключение составляют суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами различных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Как применить общее правило списания кредиторки к кредиторке по налогам?
Без обращение в налоговую службу это невозможно.
Необходимо включить списанную кредиторскую задолженность в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль.
Выбрав другой путь и признав, что ошибочно не подавали уточнённые декларации по налогам в прошлые периоды, подавая их с предварительным перечислением задолженности по налогам и пеням, вам потребуется представлять уточнёнку в налоговую инспекцию.
После истечения трехлетнего срока, установленного для проверки.
В некоторых ситуациях инспекция проводит выездную проверку вне установленного трехлетнего срока.
- По капитальным вложениям в рамках регионального инвестиционного проекта необходимо их осуществить не позднее чем через 5 лет после включения организации в реестр участников проектов. Поэтому срок проверки ограничен не более чем 5 календарными годами, предшествующими году принятия решения о проверке (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
- Проверка инвестора или оператора по договору о разделе продукции возможна в любой момент действия договора (п. 1 ст. 346.42 НК РФ).
- Проверка исключенного из реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области по вопросам налога с прибыли от реализации инвестиционного проекта и имущества, созданного или приобретенного в рамках этого проекта (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).
- Четвёртый случай (в самом деле, его следовало разместить в списке первым) – представление налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации за период, который выходит за рамки трёх лет, предшествующих году подачи уточнённой налоговой декларации.