
Часто компании сталкиваются с требованием предоставить документы во время налоговых проверок. журнал «Расчет» попросил рассказать эксперта.
Обсуждать результаты работы налоговой инспекции уместно и необходимо, особенно если речь идет о штрафах, пенях и других способах пополнения бюджета, даже если законность этих действий вызывает сомнения. Однако споры с ревизорами должны проводиться грамотно, соблюдая правила Налогового кодекса и судебной практики. В противном случае можно проиграть на главном фронте, несмотря на победы в мелких стычках.
Пример из практики
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Приморскому краю с заявлением о признании недействительным решения от 1 августа 2019 года № 4132. Учреждению было предъявлено обвинение по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ – неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговым контролерам.
Казенное учреждение обосновывало свои требования тем, что при камеральной проверке юридическое лицо предоставило ревизорам все запрошенные документы и пояснения по каждому объекту налогообложения. Поступившее затем требование ИФНС, выставленное по таким же основаниям, в отношении тех же объектов и причин, учреждение ответило о том, что инспекторы требуют объяснения и документы, уже ранее предоставленные по аналогичному требованию. Ответ учреждения был составлен и направлен в срок, определенный пунктом 3 статьи 93 НК РФ. Документы и переписка прилагаются.
Инспекция Федеральных налоговых служб № 11 по Приморскому краю возражала против заявленных требований, указывая на то, что заявителю были направлены два разных требования, на каждое из которых необходимо было дать самостоятельный ответ в пределах срока, установленного абзацем 1 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция указала, что регистрация письма в учете учреждения и присвоение ему номера в срок, установленный пунктом 3 статьи 88 НК РФ, не равно его своевременному отправлению ревизорам. По данным почты, трек-номер отправили позже срока ответа проверяющему органу, указанному Налоговым кодексом.
Оформите подписку на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первое полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку
Суд рассмотрел документы и оценил их в своем решении.
Требования заявителя остались неудовлетворенными. Решение суда первой инстанции было поддержано апелляционной и кассационной инстанциями, оставив его без изменений. Жалобы оставлены без удовлетворения – решение от 14 февраля 2020 года по делу А51-25211/2019, вынесенное АС Приморского края, постановление АС Дальневосточного округа от 31 июля 2020 года № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019.
Из-за нарушения заявителем сроков предоставления ответа налоговым органам вынесено такое решение. Рассмотрим, в течение каких сроков следует отвечать налоговой инспекции при ее обращении к вам.
Немного сухих фактов
Согласно Налоговому кодексу, должностное лицо ФНС при проведении налоговой проверки имеет право затребовать у проверяемой организации документы, необходимые для ревизии. Желания налоговой оформляются требованием о предоставлении документов, составленным по установленной форме (приложение № 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@), и включающем перечень требуемых документов, а также пояснений.
При проведении проверки на территории организации срок исчисления начинается со дня получения требования под роспись руководителем или уполномоченным лицом.
В текущем году из-за режима повышенной готовности Министерство финансов России опубликовало письмо от 15 апреля 2020 года № 03-02-08/29938, которое опирается на Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». В третьем пункте этого письма некоторые сроки, определенные Налоговым кодексом РФ, временно продлены.
Срок исполнения
Рассмотрим теперь сроки выполнения запросов.
Срок представления пояснений (документов) при камеральной проверке (ст. 88 НК РФ) составляет пять рабочих дней. Согласно Постановлению, если требование о предоставлении документов и сведений получено с 1 марта по 31 мая 2020 года, временно установленные сроки составляют 25 рабочих дней; при камеральной проверке по налогу на добавленную стоимость – 15 рабочих дней.
Требования о предоставлении документов при камеральной проверке (п. 3 ст. 93 НК РФ) устанавливают срок в 10 рабочих дней. Временно действуют новые сроки – 30 рабочих дней; для проверки по НДС – 20 рабочих дней.
Срок предоставления документов для встречного контроля (п. 5 ст. 93.1 НК РФ) — пять рабочих дней. Временные нормы установлены на 25 рабочих дней; при камеральном аудита НДС – 15 рабочих дней.
Документы можно предъявить ревизорам лично, через представителя, отправить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по каналам связи или через личный кабинет.
Запрос о продлении
До получения документов у проверяющего налогового органа необходимо в течение дня после получения требования о представлении бумаг письменно уведомить о невозможности их предоставления в установленные сроки с указанием причин и сроков, когда документы будут представлены. Информация об этом подается по форме КНД 1125045, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2017 года № ММВ-7-2/34@.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может продлить сроки сдачи документов в течение двух дней после получения уведомления или отказаться от продления, известив об этом отдельным решением (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Ответственность за нарушение
В отношении предоставления или отказа в предоставлении запрашиваемых документов важно понимать возможные последствия.
Не предоставление требуемых при налоговой проверке документов или несвоевременное представление их считается налоговым правонарушением и влечет ответственность по пунктам 1 и 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушение обязанности по сообщению налоговому органу сведений, установленных Кодексом для данного лица, считается налоговым правонарушением и наказывается по статье 129.1 НК РФ. Также непредставление или отказ в предоставлении налоговой инспекции документов и сведений, необходимых для контроля со стороны контролирующих органов, в установленный срок, а также представление их в искаженном виде влечет административную ответственность граждан и должностных лиц организации, определенную частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
Законный отказ
Организация не обязана повторно направлять ИФНС документы, если уже ранее предоставляла их. В этом случае необходимо направить в Налоговую службу уведомление о том, что запрашиваемые бумаги представлялись ранее. Уведомление должно содержать реквизиты документа, которым бумаги направлялись в Службу. Данное ограничение не применяется к ситуациям, когда документы ранее предоставлялись в виде подлинников и были возвращены проверяемому лицу, а также в случаях потери документов из-за непреодолимых обстоятельств (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Линара Хабирова возглавляет отдел юридического сопровождения Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».