Семь мифов о допросах в налоговой инспекции

Автор:


Миф — мощный инструмент передачи знаний. Захватывающая история быстро запоминается и передаётся из поколения в поколение. Приживаясь в сознании слушателей, вымысел становится реальностью. Однако следование такой «правде» в бизнесе, особенно при налоговом планировании, опасно и может повлечь существенные финансовые риски. Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», для журнала «Расчет» развеяла семь мифов о вызове на допрос в налоговую инспекцию.

Расчетливая подписка!

Бесплатно в комплекте с практической энциклопедией бухгалтера сейчас предлагается подписка на журнал «Расчёт». Успейте воспользоваться предложением!
Подключить бератор с «Расчётом»

1 миф. О суровом инспекторе


Допрос — постоянный психологический тест, от которого лучше укрыться. Эта фраза верна лишь частично. Возможны различные варианты допроса.


Некоторые инспекторы с самого начала ведут себя враждебно, стараясь сделать переговорный процесс максимально неудобным.


Инспектор ведёт себя дружелюбно, расслабляет человека, ставя целью усыпить бдительность. В кабинете допроса создаётся приятная, дружелюбная обстановка, собеседники словно абстрагируются от процедуры. Общение переходит в формат доверительной беседы. Некоторым становится неудобно смолчать о фактах или что-то не сказать. В такой ситуации нужно быть крайне внимательным к сказанному.

2 миф. О «белой» компании


Некоторые предприниматели полагают, что проверяющие никогда не вызовут их работников на допрос. Такое мнение основывается на том, что компания ведёт дела открыто. Тем не менее это заблуждение. Российское налоговое законодательство местами сформулировано так, что отдельные нормы можно трактовать по-разному. К сожалению, такие ситуации встречаются очень многим плательщикам налогов.


Привлечение внимания инспекции не требует использования спорных схем.

3 миф. О неприкосновенности сотрудников


Существует мнение, что к допросу могут быть привлечены только руководитель компании или главный бухгалтер. Однако практика свидетельствует об обратном: повестку может получить любой сотрудник предприятия. Топ-менеджмент, как правило, приглашаются на встречу в последнюю очередь – это обусловлено их высокой подготовкой и возможностью общения с ревизорами.


Линейный персонал – настоящий источник ценной информации, которую недооцениваемые люди неосторожно предоставляют контролерам. В инспекцию могут пригласить секретарей, кладовщиков, менеджеров, которые занимаются поиском поставщиков и заключением контрактов.


Сотрудники иногда посещают допросы без оповещения руководства. Такое случается по различным причинам, чаще всего из-за опасения уголовного наказания, которое, кстати говоря, недопустимо.

4 миф. О процедуре допроса


Существует мнение, что допрос возможен только по повестке, но это не совсем верно. Налоговый кодекс запрещает привлечение сотрудников компаний в инспекцию любыми другими способами, кроме получения повестки.


«Инициатива на местах» развита хорошо, поэтому встречаются экзотические случаи, которые всё чаще становятся популярными. Официальные способы вызвать на допрос такие: повестка высылается по месту официальной регистрации сотрудника компании, в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, через «Госуслуги» (хотя таких случаев пока не встречали) и по ТКС в саму компанию. Но инспектор может позвонить по телефону нужному сотруднику и предложить ему пообщаться в неформальной обстановке.


Цель беседы — получить сведения, а не фиксировать факты. Проводники иногда стремятся отправить вызов через мессенджер. В таком случае сообщение можно оставить без ответа, так как данный метод передачи документов законом не установлен.

5 миф. О количестве допросов


Развенчаем ещё один миф – на допрос по одному основанию можно вызвать лишь единожды. В практике нас встречался любопытный случай: заказчик, состоящий на учете в одной инспекции, регулярно посещает допросы в другой.


Получив новую повестку, мужчина возмутился, инспектор с ним не согласился, по мнению последнего, у него есть полное право вызывать директора на допрос любое количество раз. В этом даже есть своя правда, этот вопрос законодательно, увы, не урегулирован.

6 миф. О правильных ответах


Никогда нельзя лгать во время допроса, независимо от ситуации. Даже если инспектор задает вопрос без ответа, например, когда ревизоры пытаются вспомнить события прошлой давности. Но и говорить «не помню» не лучшее решение – эта фраза может иметь разные интерпретации.

7 миф. Об уведомлении


Большая опасность кроется в убеждении, будто все сотрудники компании знают, что, получив повестку, должны рассказать о ней руководителю. Это не так: люди могут просто недооценивать риски допроса и согласятся встретиться с инспектором, никому об этом не сказав.


Чтобы разрешить проблему, руководитель организации должен выпустить приказ. В нем нужно напомнить коллегам, что при появлении инициативы со стороны налоговых инспекторов (и всех остальных) сотрудник обязан сообщить об этом руководству и ни в коем случае не общаться с инспектором самостоятельно, без участия налогового юриста.