
Налоговые органы нередко применяют штрафные санкции к компаниям за искусственный документооборот с партнерами по бизнесу, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
Что проверяют инспекторы?
В ходе проверки сделок компаний налоговые органы изучают…
- обоснованность выбора контрагента;
- Не соответствовал ли выбор контрагента условиям делового оборота или практике, определенной самим налогоплательщиком?
- условия сделки и их коммерческую привлекательность;
- деловую репутацию и платежеспособность контрагента;
- риск неисполнения обязательств;
- Контрагент должен обладать необходимыми ресурсами: производственными мощностями, оборудованием и опытным персоналом.
- Процент неуплаты налогов контрагентами плательщику.
Налоговики при scrutiny обязательно уделят внимание отсутствию личных контактов руководителей контрагентов, данных о фактическом местонахождении контрагента, его складов, торговых и производственных площадей, информации о способах получения сведений о контрагенте.
Когда доначислят налоги?
Статья 54.1 Налогового кодекса устанавливает чёткие критерии, когда инспекторы не могут отказать в расходах: если компании заключали реальные сделки, контрагент выполнил обязательство, а цель сторон — не обмануть государство и минимизировать налоги.
В случае сомнений налоговой службы в возможности исполнения сделки, например, доставки сырья определенным контрагентом, затраты могут исключаться при расчете налога на прибыль. Аналогично, если инспекторы подозревают в основной цели сделки уклонение от уплаты налога и отсутствие исполнителя обязательств.
Верховный Суд РФ в определении от 13 апреля 2020 года № А40-254321/2018 рассмотрил дело о доначислении НДС и налога на прибыль компаниям за фиктивный документооборот с контрагентами. Первичные учетные документы не подтвердили реальность хозяйственных операций заявителя с указанными контрагентами. Документы направлены на создание фиктивного документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного возмещения сумм НДС из бюджета и включения затрат в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Налоговые органы могут запросить подтверждение выбора конкретного партнёра в деловых отношениях, с указанием соответствующих внутренних правил компании.