Регулирование размера доначислений.

Автор:


Налоговые инспекторы проводят всё меньше выездных проверок компаний. Вместе с тем сумма доначислений постоянно увеличивается. У контролеров имеются и другие способы убедить предприятия перечислить в бюджет большую сумму налогов. О том, как уменьшить размер доначислений, узнал…
журнал «Расчет».

Время возражений


ФНС опубликовала информацию о размере возможных доначислений после выездной проверки: 35 миллионов рублей. Такая сумма значительна, особенно для компаний из регионов. У бизнеса есть инструменты оспаривания таких сумм, и это не всегда суд. Сейчас стандартный механизм следующий: после получения акта по результатам контрольных мероприятий, когда компания имеет возможность составить возражение, документ необходимо подать в вышестоящий налоговый орган.


Не стоит ждать решения для подачи иска в суд, это нецелесообразно. Обратиться в суд можно только после вынесения решения вышестоящим налоговым органом по жалобе. В сложившейся ситуации компания, скорее всего, проиграет дело в суде. Налоговая служба тщательно готовится к заседаниям, поэтому у бизнеса мал шанс на победу в суде, что подтверждается личными наблюдениями и статистикой.


Инспекторы пристально следят за формированием судебной практики, например, по статье 54.1 Налогового кодекса о необоснованной налоговой выгоде. Почти все решения по проверкам по этой статье обосновываются в Центральном аппарате ФНС, доля таких претензий контролеров достигла 90%. Поэтому, если у ревизоров, проводивших контрольные мероприятия, будут претензии, они скорее всего связаны с получением необоснованной налоговой выгоды. В результате спор по решению которого фигурирует это основание, будет рассмотрен в Центральном аппарате Службы.


ФНС принимает решения по сомнительным делам в пользу плательщиков налогов. При несогласии с решением после проверки бизнес должен составить возражение, подтвердив свои доводы документами компании. Важно сразу предоставить доказательства неверности суждений инспекторов.

До начала проверки


Защита интересов бизнеса необходима заранее, не ожидая решения по проверке. Работы ревизоров сейчас сосредоточены на допроверочной стадии. Инспекторы всеми методами стараются убедить компанию в добровольной уплате налогов в бюджет еще до начала проверок. Этот этап называется контрольно-аналитическим. Инспекторы собирают косвенные доказательства правонарушений и сообщают налогоплательщику свои подозрения. Затем предупреждают, что при непредставлении уточненной декларации и недоплате налогов может последовать выездная проверка.


Много компаний соглашаются доплачивать налоги. Это подтверждается наблюдениями и цифрами, публикуемыми самой Службой. Известно, что ревизоры публикуют информацию об итогах своей работы в отчетах, где указываются результаты предпроверочных мероприятий. В 2018 году благодаря такой деятельности в бюджет поступило 295 миллиардов рублей, а в 2019 году – уже 345 миллиардов рублей. Динамика роста составляет 17%. По результатам аналитической работы в 2018 году было собрано 80 миллиардов рублей, в 2019 году – 130 миллиардов рублей. Сумма почти удвоилась, а количество выездных проверок сократилось.


С первого момента получения требования налогового органа, уведомления или повестки на допрос нужно начать защищать компанию. Важно начинать защиту, как только становится понятно, что инспекция интересуется бизнесом. Как только интерес проявился, необходимо собрать доказательства необоснованности подозрений ревизоров. Даже после завершения проверки и вынесения решения компания может попытаться сократить размер доначислений, подав жалобу и отстаивая свою позицию.


Оформите подписку на журналы «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первый квартал 2021 года!
Скачать счет на подписку

Косвенные доказательства


В чём причина роста сумм доначислений при проверках?


Ранее инспекторы осуществляли проверку практически без предварительной информации, не зная, что искать. Им сначала приходилось обнаруживать несоответствия, а лишь после этого понимать, есть ли в работе предприятия нарушения. Сейчас же проводится тщательный анализ до начала проверки. По результатам допроверочных мероприятий составляется большой документ с описанными нарушениями компании, зафиксированными ревизорами. Цель выездной проверки – подтвердить выявленные ранее нарушения. Контролерам необходимо собрать доказательства своих предположений и подтвердить их документами, собранными на предприятии.


Даже если ревизоры приходят, зная о предполагаемых нарушениях законодательства предприятием, борьба необходима. Дело в том, что речь идет лишь о подозрениях. Да, возможно, они не беспочвенные, но формально у контролеров нет доказательств до проведения проверки.
Как правило, ревизоры ищут нарушения, связанные с получением налоговых льгот без законных оснований. Поэтому инспекторы во время проверки будут искать документальное подтверждение наличия определенных схем, подтверждения работы с фирмами-однодневками, признаки дробления компании или вывода денег в офшоры и других инструментов незаконной оптимизации налогообложения.
Логичен вопрос о том, нужно ли компании доказывать свою правоту, учитывая, что контролеры косвенно знают о нарушениях. Но все же речь идет именно о подозрениях, а не о подтвержденных фактах. В нашей практике есть примеры того, что на стадии возражения контролеры либо значительно сокращали размер доначислений, либо вовсе их отменяли.

Cтратегия защиты


Примером может служить ситуация, когда предприятие получает необоснованную налоговую выгоду из-за работы с ненадежными партнёрами. Главное, что должна доказывать компания в таких спорах – реальность сделок. Раньше подобная защита бизнеса называлась должной осмотрительностью, сейчас я бы назвала ее проявлением коммерческой осмотрительности. Задача компании – ответить налоговому органу на вопросы о том, как найден контрагент и как удостоверился в его надежности. В качестве доказательств можно использовать деловую переписку. Почтовые сообщения могут подтвердить факт существования деловых отношений с контрагентом.


Недавно к нам обратился клиент с просьбой о сопровождении выездной проверки. Ему предъявили претензию по «однодневкам». По мнению ревизоров, наш клиент работал с пятью такими контрагентами. Их выявили во время проведения аналитической работы. Служба подозревает, что компания клиента участвовала в схемах, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и намерена предъявить претензии по всем операциям с сомнительными, по мнению инспекторов, компаниями. Мы попросили рассказать о том, что было на самом деле. Клиент объяснил, что одна из организаций, которую считают сомнительной, существует. Он общался с директором этой компании и знаком с ее учредителями.


Ревизоры считают эту компанию сомнительной из-за ее ликвидации по решению налогового органа и исключения из реестра юридических лиц. Однако наличие деловой переписки с сотрудниками, договоров, подписанных актов и журналов выполнения работ на объектах не подтверждает статус предприятия «однодневкой».


Можно доказать реальную хозяйственную деятельность этого предприятия. С двумя организациями из списка сомнительных – аналогичная ситуация. В случае двух оставшихся предприятий доказательная база не столь сильна. Подрядчики попросили компанию оплатить счета этим организациям, объяснив, что они реальны и полностью аффилированы с основным подрядчиком. Оказалось, что деловые партнеры, просившие перевести деньги таким образом, недобросовестны, то есть клиент действительно отправил средства на «однодневки». Важно понимать, что отправитель не получил необоснованной налоговой выгоды, а лишь расплатился с подрядчиками, выполнившими для него работы.


Организация, вызывающая нарекания у проверяющих, не виновна в данном случае.

Что можно сделать


Представляйте только сообщения, где подтверждается осуществление хозяйственных операций. Письма могут содержать конфиденциальную информацию, которую налоговому органу знать не обязательно. Вместе с перепиской предоставьте ревизорам все документы, подтверждающие реальность сделок.

Доказать и опровергнуть


Компания обязана предоставлять налоговой службе доказательства легальности сделок. Одновременно необходимо формулировать возражения на претензии инспекторов. Эти действия представляют собой две взаимосвязанные и важные для компании стратегии защиты.


Инспекторы иногда собирают косвенные доказательства вины компании. Иногда ревизоры искажают собранные данные, например, пишут о контрагенте как о фирме-однодневке, которая не производит платежей, не оплачивает аренду и не выплачивает зарплату сотрудникам. В таком случае достаточно получить выписку, чтобы обнаружить платежи за аренду и заработную плату. Необходимо тщательно проанализировать акт проверки, сравнить приведенные аргументы на предмет их корректности. При обнаружении разночтений – указать в возражении на этот факт. Такой подход повышает шансы сократить или вовсе отменить доначисления.

Итоги работы ФНС в 2019 году


Согласно информации, размещенной Налоговой службой на сайте nalog.ru:

  • На 34% сократилось количество выездных проверок
  • Налогоплательщики проверяются в среднем только у одного из тысячи.
  • Компаниям было выплачено дополнительно более 130,6 миллиардов рублей.

Из беседы с Кирой Гин, управляющим партнёром юридической компании «Гин и партнёры».