Проактивное исправление СЗВ-М

Автор:


Споры компаний с Пенсионным фондом РФ о нарушении сроков предоставления данных по форме СЗВ-М стали обычным явлением. Несмотря на частые победы организаций в судах, ревизоры ПФР продолжают налагать штрафы за исправление ошибок коммерсантами до проверки контролерами.


Организация вовремя передала форму СЗВ-М в ПФР. Но через какое-то время выяснилось, что…
в документах есть неточностиОрганизация оперативно предоставляет уточненные сведения. Возможно, компания передает верные данные до обнаружения ошибки контролерами ПФР. Тем не менее Фонд применяет к предприятию штрафные санкции. Такие дела часто рассматриваются в судах. Их число столь велико, что Верховный суд порекомендовал арбитражным судам временно отказать в приеме заявлений от ПФР, если задолженность компании меньше 3 000 рублей. Однако существуют и другие споры. Если в компании трудятся много людей, наложенные санкции могут оказывать ощутимое влияние на бизнес.

Позже срока


В определении от 20 декабря 2019 года № 306-ЭС19-23114 Верховный суд РФ высказал подобное мнение в конце прошлого года.


Арбитражные суды руководствуются следующим: закон не устанавливает ограничений по времени, в течение которого компания может предоставить уточненные данные. Из отсутствия таковых ограничений следует, что наказывают компанию не за что. Так указано в Определении Верховного суда от 2 июля 2018 года № 303-КГ18-99.


В конце прошлого года несколько арбитражных судов вынесли схожие решения. В частности, 13 декабря 2019 года суд Дальневосточного округа в деле № А37-1648/2019 отказал Фонду. Компания отправила форму СЗВ-М по ТКС 15 мая 2018 года и только 14 июня 2018 года направила уточнение для одного застрахованного лица. Ревизоры ПФР проверили полученные документы и решили оштрафовать предприятие на 500 рублей. Суд, как уже было сказано выше, взыскания штрафа не привлек, так как компания ранее самостоятельно обнаружила неточность и обновила данные. Аналогичное решение вынес Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17 декабря 2019 года по делу № А45-16549/2019.


В подтверждение этой позиции можно привести Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2018 года по делу № А44-4882/2017. Правда, в том случае, как указали судьи:


Была предоставлена дополнительная информация о четырёх работниках Общества, а не исправлены ошибки в уже предоставленных сведениях о застрахованном лице.


Компания потерпела поражение в другом споре с представителями Пенсионного фонда.


Суд Центрального округа 21 ноября 2019 года рассмотрел дело по Постановлению № А36-3517/2019. Организация предоставила документы вовремя, но контролеры нашли ошибки в форме и попросили ее исправить их в течение пяти дней, установленных законом. Коммерсанты не успели сделать это и отправили уточнения позже. За это организация была оштрафована. Судьи первой инстанции не согласились с решением ПФР: ревизоры не составили акт об нарушении, а значит, с точки зрения закона предприятие самостоятельно обнаружило неточности в документах.


Арбитры АС Центрального округа вынесли другое решение. Пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н, предусматривает:


Если застрахованный предоставит уточненные сведения в течение пяти рабочих дней после получения сообщения об устранении разногласий, то к нему не будут применяться финансовые санкции.


Судьи указали на наличие доказательств направления Фондом сообщения об ошибках в документе.

Судьи резюмировали:


В данном случае Общество не обнаружило самостоятельно ошибки в предоставленной отчетности.


Поскольку истек пятидневный срок, штраф выписан законно.

Не нашли ошибку


В суде случаются ситуации, когда арбитражные судьи поддерживают позицию компаний, даже если Пенсионный фонд указывает на неточности в документах.
Примерно так завершился спор, финальное решение по которому было вынесено Арбитражным судом постановлением от 14 декабря 2018 года № А27-6320/2018. В разбирательстве страхователь допустил ошибку в имени и отчестве сотрудника. В результате полученный документ не совпал с данными Пенсионного фонда РФ. Обнаружив это, Фонд потребовал исправить ошибки в заявлении. Данные были обновлены, но уже после истечения срока, установленного законом. Несмотря на это, арбитражные судьи отказали Пенсионному фонду в удовлетворении требования о штрафных санкциях с коммерсанта.

Арбитры пояснили:


Неточности страхователя при заполнении электронной формы СЗВ-М не исказили сведения и не помешали идентификации застрахованного лица, поэтому у Фонда отсутствовали законные основания для привлечения Предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.