Понимание хитростей налоговых проверок

Автор:


Налоговые инспекторы часто завершают свою работу требованием к предпринимателям предоставить разъяснения или оплатить дополнительные налоги. Какие приемы используют ревизоры для достижения своей цели?
журналу «Расчет» Старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая поделилась информацией.

Срочная явка

Иногда в повестках на допрос ревизоры указывают, что отсутствие свидетеля в назначенный день и час может привести к доставлению его сотрудниками правоохранительных органов.

Решение


При получении вызова в инспекцию свидетель испуганно идёт на допрос без юриста, повышая тем самым налоговые риски компании, которую представляют.

Дальнее звено

Система АСК НДС 2 определяет разрыв в цепочке контрагентов. Налоговые инспекторы, исследуя эти цепочки, находят первую компанию с прозрачной деятельностью. Действующее предприятие может оказаться третьим, четвертым или более удалённым звеном в этой цепочке, где обнаружен разрыв. В некоторых случаях представителя компании (обычно директора) вызывают в налоговую инспекцию и сообщают, что именно это предприятие является выгодоприобретателем. По этой причине организация должна уплатить НДС.

Решение


Разрывы по налогу на добавленную стоимость случаются разнообразно, но факт их обнаружения ревизорами никто не оспаривает. Говорить о постоянной ошибке ревизоров при определении выгодоприобретателя нельзя. Несмотря на это, такой подход можно назвать уловкой: приглашенный представитель бизнеса может быть не связан со спорной сделкой, но аргументация ревизоров заставляет неопытного руководителя предприятия согласиться оплатить заявленную сумму. На самом деле, если компания не причастна к сомнительной сделке в цепочке с выявленным разрывом по НДС, платить она не обязана.

Бесспорная автоматизация

Инспекторы при общении с компаниями иногда упоминали о надёжности цифровых сервисов Налоговой службы, чтобы добиться доплаты налогов, не всегда ссылаясь на нормативную базу.

Решение


Обращайте внимание на используемые нормы при посещении налоговой инспекции. Определение разрыва по НДС системой ведомства не является достаточным основанием для признания предприятия выгодоприобретателем.

Нежданный гость

Иногда к фирме приходит ревизор из не той инспекции, где предприятие зарегистрировано. Контролер может предлагать сотрудникам организации документы или требовать дополнительную уплату налога. Посещение ревизора оказывает сильное влияние на предпринимателей и работников компании, особенно если в этот момент уже проводится проверка.

Решение


Контролеры взаимодействуют между собой, передавая данные и задачи, но Налоговый кодекс не содержит изменений по этой части. Коммерсанты могут столкнуться с ситуацией, когда их приглашают на допрос в другую инспекцию. В этом случае следует вежливо напомнить ревизорам о своей компетентной налоговой инспекции, сообщить ее номер, предложить направлять уведомления о вызове через эту инспекцию.

Демонстрация вежливости

Считается, что налоговые инспекторы во время допросов могут быть грубыми и применять психологическое давление. Поэтому когда налогоплательщик оказывается в обратной ситуации: ревизор ведет диалог дружелюбно – представитель компании теряется. В формате беседы легко разговорить человека, это усыпляет бдительность допрашиваемого, атрибуты дискомфортной процедуры исчезают. Многим людям в такой ситуации становится неудобно не отвечать на вопросы инспектора.

Решение


Во время допроса в налоговой инспекции, независимо от обстановки, помните: это контрольное мероприятие с потенциально негативными последствиями для проверяемой компании. Самой действенной стратегией является присутствие юриста, который может вести беседу так, чтобы защитить интересы предприятия.

Чужое мнение

Во время беседы ревизоров с представителем компании на допросе им предлагают согласиться или опровергнуть варианты ответов на вопросы. В таком случае практически любое утверждение представителя компании рискует быть оспоренным.
Пример: во время допроса ревизоры интересуются, знает ли свидетель директора контрагента. Тот утверждает, что знает, но на вопрос о встречах отвечает: «Никогда, мы общались по телефону». Инспектор уточняет: «Вы говорили с этим лицом по видеосвязи?» Опять отрицательный ответ. Тогда контролер спрашивает: «Как же понять, что на том конце был именно тот человек, за которого он себя выдает?» Здесь свидетель теряется, не знает, что ответить, и готов согласиться с утверждением о невозможности установить личность без предъявления паспорта. Так в протоколе может появиться запись о беседе представителя компании с неустановленным лицом. Такая деталь может негативно отразиться на компании по результатам контрольно-аналитической работы инспекции.

Решение


Не искайте удобные для проверяющего ответы; логические связи могут быть разными. В телефонных переговорах всегда можно указать, что номер абонента получен по официальным каналам. Не бойтесь заявить, что о чём-то не помните или ничего не знаете, предложите уточнить информацию и дать ответ позже. Такая стратегия является наиболее безопасной во время допроса в рамках контрольно-аналитической работы ревизоров.

Угроза репутации


Угроза испорченной деловой репутации побуждает налогоплательщиков к добросовестному выполнению обязанностей. Существуют примеры, когда проверяющие инспекторы сообщали контрагентам о связи с подозрительными операциями и нежелании фирмы уплатить налог в казну.