Пояснения по НДС: как реагировать на требования налоговой

Автор:


При камеральной проверке декларации по НДС инспектор может потребовать от вас пояснений в случае выявления несоответствий или неточностей. Пояснения могут понадобиться и во время других контрольных мероприятий. В любом случае, вам пришлют требование с указанием того, что нужно пояснить. Ваша задача – оперативно подтвердить получение требования и затем разобраться с кодами ошибок, давая пояснения. Постарайтесь выполнить это до составления акта проверки.

Коды ошибок в НДС-декларации


Получая требование о разъяснениях по НДС, вы знакомы с кодированием возможных ошибок ФНС. Такое кодирование помогает определять и анализировать причины расхождений. Коды изложены в письме ФНС от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15-23367@.

Всего ошибок и их кодов 9.

Код «1» проставляют в одном из случаев:

  • В налоговой декларации контрагента отсутствуют сведения об операции.
  • Контрагент не сдал декларацию по налогу на добавленную стоимость за указанный период.
  • контрагент представил нулевую отчетность;
  • Из-за ошибок невозможно определить запись о счет-фактуре и связать ее с контрагентом.


Код «2»: информация о сделке в разделе 8 «Сведения из книги покупок» не совпадает с данными раздела 9 «Сведения из книги продаж» (например, вычет НДС по ранее рассчитанным авансовым счетам-фактурам).


Код «3»: несоответствие данных между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур», например, при учете посреднических операций.


Код «4»: в одной из граф (номер указан в скобках) допущена ошибка.


Код «5» : в пунктах 8 — 12 заявления отсутствует или указана некорректно дата счета-фактуры.


В разделе 8 «Сведения из книги покупок» при коде «6» указан вычет по НДС за налоговые периоды, превышающие 3 года.


Код «7»: в восьмом разделе «Сведения из книги покупок» указан вычет по НДС по счёту-фактуре, сформированному до государственной регистрации контрагента.


В разделах с 8 по 12 декларации указан неверный код вида операции, соответствующий коду «8».


При аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» обнаружены ошибки. Например, отсутствует запись по аннулированному счету-фактуре.

Отвечаем на требование


Объяснения следует предоставлять только в электронном виде. Если объяснения будут предоставлены не в электронном виде, их не будут считать данными. К этому, вероятно, все уже привыкли.

Дальнейшие действия такие.


В случае получения требования о предоставлении пояснений по ТКС необходимо довести до инспекции квитанцию об этом требовании в электронном виде через оператора ЭДО в течение шести суток с момента отправки требования. В противном случае, после истечения срока передачи квитанции, уполномоченные лица могут заблокировать счета в банках в течение десяти дней.


Проверьте достоверность информации в декларации. Внимательно изучите сведения с расхождениями: даты, номер документов, суммы исходя из налога и цен приобретений (продаж).

Результат

Как результат:

  • Если вы обнаружили ошибку, вследствие которой не была уплачена сумма налога на добавленную стоимость (НДС) в бюджет, предоставьте уточненную декларацию с исправленными данными.
  • Если обнаружили ошибку, не изменяющую сумму НДС, предоставьте разъяснения с исправленными данными и уточнением.
  • Если ошибок выявлено не было, то следует известить о этом инспекторов.