
Кира Гин, управляющий партнер, и Елена Констандина, старший налоговый юрист, из юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказали. журналу «Расчет»Когда расчетный метод для вычисления налоговой нагрузки станет распространенным, а также возможности его практической реализации.
Процедура налоговой реконструкции, также известная как определение действительных налоговых обязательств расчётным путём на основе принципа объективного определения обоснованного налогового результата, после введения положений статьи 54.1 НК РФ не применяется в России широко.
В ряде судебных разбирательств арбитражные судьи прибегают к такой процедуре, которая часто вызываeт общественный резонанс, поскольку может привести к тому, что налоговая реконструкция станет обычной практикой в бизнесе.
Принцип справедливых доначислений
Расскажите про налоговую реконструкцию обычным примером.
Елена Констандина: Допустим: во время проверки проверяющие обнаруживают, что налогоплательщик закупал товары не у поставщика (как указано в документах), а напрямую у производителя. Значит, стоимость купленных товаров была не такой, как заявлена в бумагах предприятия, а ниже. Что сделают сегодня инспекторы при выявлении такого факта?
В соответствии со статьей 54.1 Налогового кодекса Ревизоры сменят все затраты компании и НДС, если его было.
Предприятие лишится средств, вложенных в товар, которые могли бы быть учтены при налоговых расчётах, и не сможет получить обратно НДС, оплаченный при покупке.
Если бы ревизоры использовали налоговую реконструкцию, развитие событий было бы совершенно другим. Необходимо было рассчитать фискальные обязанности по налогу на прибыль и НДС.
Если производитель товара известен, а ревизоры сомневаются в надежности поставщика, инспекторы могут рассчитать налоги так: из расчета налоговой базы вычесть наценку сомнительного контрагента и в налоговых целях оставить расходы только в размере, как если бы покупка происходила напрямую у производителя.
Цель налоговой реконструкции состоит в определении размера расходов компании и их учёте?
Включен ли в Налоговый кодекс Российской Федерации пункт о налоговой реконструкции?
Елена: В России расчетный метод вычисления налога отражен в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.
В статье 54.1 НК РФ такого правила нет.
В связи с этим ревизоры отказываются применять налоговую реконструкцию к делам о необоснованной налоговой выгоде. Предполагается, что бизнес-сообщество ждёт ясности относительно применения налоговой реконструкции.
Эта процедура используется судами уже много лет, инспекторы налоговой реконструкцию не запускают.
Когда именно вошла в моду эта традиция в России?
Несмотря на то, что положениями статьи 54.1 НК РФ налоговая реконструкция не закреплена, арбитры применяют этот принцип в своих решениях. Поэтому анализ зарубежного законодательства, особенно опыта Республики Беларусь, где законодатель после введения нормы, близкой по смыслу к российской статье 54.1 Налогового кодекса, ввел и принцип налоговой реконструкции, представляется интересным.
Новая норма Республики Беларусь позволяет корректировать налоговую базу компании на основе реальных данных о предметах налогообложения.
В Республике Беларусь налоговую реконструкцию применяют при наличии хотя бы одного из следующих условий: искажение сведений о хозяйственных операциях, цель сделки — уклонение от налогов, либо полное отсутствие реальных сделок.
Насколько популярна эта мера в Беларуси?
Елена: В настоящее время о массовом использовании нормы говорить рано. Возможно, это временное явление, пока в стране формируется единый подход к применению нововведения.
Тем не менее нельзя не отметить, что законодатель соседней страны проявил большую активность.
Официальные мнения о налоговой реконструкции
Опубликована ли информация о позиции Министерства финансов или Федеральной налоговой службы Российской Федерации по использованию налоговой реконструкции в реальной деятельности?
Елена: Действует только статья 54.1 НК РФ, а термин «налоговая реконструкция» отсутствует в её формулировках.
Кроме того, учреждения неоднократно в обращениях акцентировали внимание на том, что иИнспектора не должны вычислять размер налоговых обязательств компании расчётным методом при урегулировании разногласий на основе данной нормы.
Каковы причины отказа властей от включения расчётного метода определения налоговой базы в фискальное законодательство?
Кира: Статья 54.1 Налогового кодекса во многом носит карательный характер. Компания, имевшая в прошлом такие проблемы, как искажение данных, сотрудничество с ненадёжными партнёрами, невнимательность при заключении договоров или осознанное сотрудничество с фирмами-однодневками, лишается вычетов по НДС и расходам при расчёте налога на прибыль.
Норма своей сущностью выступает примером того, чего в бизнесе следует избегать, и существенно повышает налогиую нагрузку для компаний.
Согласно статье 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, для бизнеса предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого составляет 40% и вдвое превышает другие санкции.
Почему при обсуждении налоговой реконструкции затрагивается статья 54.1 НК РФ?
Кира: Если организация знает производителя, но у завода есть минимальные требования к закупкам, то появляются посредники. Они приобретают большие объемы и продают малыми партиями. В этот момент возникает налоговая выгода на звеньях посредников.
Если предприятие, закупающее небольшие партии через посредника, не проявляет достаточной осмотрительности, а партнер оказывается ненадежным, его могут лишить понесенных налоговых расходов. Однако эту сделку можно пересмотреть и вычесть НДС и налог на прибыль так, будто компания напрямую закупала товары у производителя.
То же относится к товарам иностранного производства. В этом отношении связываем статью 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации и налоговую реконструкцию, как дополняющие друг друга элементы.
Можно ли провести налоговую реконструкцию по любому договору?
Кира: В некоторых случаях невозможно осуществить налоговую реконструкцию, несмотря на старания. Однако, по моему мнению, в большинстве разногласий по поводу необоснованных налоговых льгот процедура налоговой реконструкции была бы уместна.
При принятии статьи 54.1 НК РФ имела место дискуссия о её содержании и необходимости. К моменту разработки законодательной нормы накопился опыт применения Постановления Пленума № 53 как налоговыми органами, так и судами.
Новая статья ухудшила ситуацию с необоснованными налоговыми льготами и повысила нагрузку на предпринимателей.
Параллельно этому особенно любопытно наблюдать, как судьи разных регионов страны применяют налоговую реконструкцию при разрешении споров о необоснованной налоговой выгоде. За последний год появилось несколько решений, где арбитры производят реконструкцию.
Насколько распространено применение подобных судебных решений?
Елена: Ещё рано обсуждать это. Общего мнения нет. Однако позитивно то, что судьи поддерживают бизнес и разрабатывают предложения по налогам.
Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» до конца первой половины 2021 года. Скачать счет на подписку
Письмо Федеральной налоговой Службы
Рассмотрим письмо ФНС России, ожидаемое многими компаниями и налоговыми специалистами.
Елена: Бизнес-сообщество давно ожидает публикации письма Налоговой службы, которое должно прояснить для ревизоров и предпринимателей порядок применения налоговой реконструкции. Документ обсуждается в ФНС, но пока не опубликован.
Вы утверждаете, что письмо должно было появиться давно. Когда же его всё-таки обнародуют и существует ли этот документ на самом деле, или это всего лишь разговоры?
Кира: Вполне возможно, ревизоры не согласятся на окончательную версию текста. Письмо реально существует, это не сплетни. Не могу утверждать, что это копия оригинала, но коллеги показывали мне этот документ. С тех пор прошло как минимум полгода. Значит, письмо в действительности есть.
Но оно не опубликовано. Почему?
Кира: Возможно, публикация отложена из-за внутренних процедур. Вероятно, в налоговой службе боятся, что текст будет казаться слишком свободным.
Подготовка документа оказалась под большим влиянием нового заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Виктора Бациева. Ранее Виктор Бациев занимал должность председателя налогового состава ВАС РФ. В настоящий момент он курирует судебную практику налогового ведомства и работает над формированием единообразного подхода к применению нижестоящими органами статьи 54.1 НК РФ.
В тексте, показанном мне, отчетливо просматривается вклад Виктора Бациева. Документ в основном демонстрирует справедливое отношение к труду налогоплательщиков.
Кира, ты говорила, что письмо возможно слишком либеральное. Могло ли случиться так, что окончательный текст документа будет отличаться от того, который ты видела?
Кира: В предновогоднем интервью Виктор Бацеев сообщил, что право на налоговую реконструкцию получат только компании, оказывающие активное содействие в установлении реальных налоговых обязательств.
Бизнесу необходимо будет сразу же определиться со своей позицией: признать сотрудничество с «однодневками» и помочь ревизорам провести реконструкцию или же отстаивать свою точку зрения, находясь в стороне.
Когда же выйдет публикация этого письма?
Елена: Ожидали публикации в прошлом году, но пока этого не случилось. Сейчас наблюдаем позитивные тенденции применения налоговой реконструкции в спорах по статье 54.1 Налогового кодекса, что делает этот подход перспективным для бизнеса.