
Рассмотрим судебный спор, где компания аргументировала свою позицию при помощи разъяснений ФНС с официального сайта. Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», прояснит, какие комментарии Налоговой службы или Минфина способны защитить интересы компании, а какие документы и ссылки на них не приносят желаемого результата.
Расчетливая подписка!
Бесплатная подписка на журнал «Расчёт» доступна в комплекте с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Акция ограничена во времени. Подключить бератор с «Расчётом»
В ходе проверки на месте деятельности компании, являвшейся плательщиком налогов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока начиная с 2017 года, специалисты выявили недочет.
Для получения информации о сниженной ставке страховых взносов для жителей этих территорий нужно знать конкретные условия, которые устанавливает Налоговый кодекс.
Бизнес и ревизоры спорили о толковании налоговых норм для резидентов ТОР. Причиной разногласий стали изменения, внесенные в 2018 году Федеральным законом № 300-ФЗ в статью 427 Налогового кодекса.
Изменения предусматривали корректировку правил применения пониженных ставок. Налогоплательщик посчитал, что нововведения не распространяются на него, поскольку ухудшают его положение. Став резидентом территории опережающего развития раньше внесения изменений, компания продолжила рассчитывать размер взносов по прежним правилам.
В ходе выездной проверки ревизоры recalculated суммарную сумму страховых износов для организаций. Полученная сумма составила более четырнадцати миллионов рублей.
Представители компании обратились в суд, указав, что предприятие не нарушало положений НК РФ. Организация ссылалась на информацию с сайта ФНС, где налогоплательщик сделал вывод о законности применения им пониженной ставки.
Компания сослалась на разъяснения ФНС
Налоговый орган, не разделяя рассуждений компании, указал на невыполнение ею установленных условий.
Статья 427 НК РФ разрешает компаниям применять пониженные ставки только к выплатам физических лиц, работающих на новых рабочих местах, созданных для осуществления инвестиционной деятельности. Компания же рассчитывала взносы по пониженной ставке ко всем своим сотрудникам.
Важно еще раз отметить: любая организация, желающая стать резидентом такой территории, подает заявку с указанием, среди прочего, планируемого количества новых рабочих мест. Судьи ознакомились с документом, предоставленным компанией.
Плательщик налога собирался открыть десять рабочих мест. Поскольку налоговый кодекс предписывает это правило, компания имела право пользоваться сниженной ставкой взносов именно для этих десяти вакансий.
Анализируя материалы дела, можно заметить, что компания неверно поняла суть статьи Налогового кодекса Российской Федерации. Бизнес мог бы устранить ошибку, но размещенная на сайте Федеральной налоговой службы информация привела предпринимателей к мысли о правильности принятых решений.
В споре организация потерпела поражение. Судьи, аргументируя свой вердикт, указали, что разъяснения, на которые ссылался налогоплательщик, отсутствуют на сайте налоговой службы и соответственно не подлежат проверке, поскольку размещены в разделе «Новости».
Судьи указали в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2021 года № Ф03-5238/2021 по делу № А73-822/2021, что отсутствие статуса официального документа у сведений не является основанием для освобождения компании от ответственности.
Правила статьи 111 НК РФ
Рассмотрим теперь, какие критерии к объяснениям выдвигает статья 111 НК РФ. Соблюдая их, компания, применившая разъяснения органов власти, получит освобождение от финансовых штрафов.
Норма устанавливает основания для освобождения компании от ответственности. Среди прочего в ней указано основание, согласно которому выполнение письменных разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах, предоставленных уполномоченным органом, исключает вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Подобные правила также содержатся в статье 75 Налогового кодекса, где определён порядок начисления штрафных санкций.
Чтобы избежать налоговых обязательств и штрафов за действия, признанные незаконными проверяющими, требуется официальное подтверждение.
Такие документы выдаёт как Федеральная налоговая служба, так и Министерство финансов. Статус официального документа закрепляется подписью должностного лица. В России два уполномоченных органа по налогам и сборам, которые могут давать разъяснения.
В случае с официальными документами следует выделить два их формата. Первый вид документов – это ответы компании на собственные запросы. Второй формат – разъяснения для широкого круга лиц, в том числе письма, которые ведомства публикуют регулярно.
Трудности, возникающие при использовании официальных объяснений.
При выдвижении доводов с помощью писем широкой аудитории стоит учитывать ряд нюансов.
Во время разногласий с налоговыми органами часто приводят аргумент о том, что разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов, появились после совершения действия налогоплательщиком.
До использования упомянутых документов компаниям необходимо удостовериться в корректности применяемого законодательства, сравнивая дату публикации письма с датой проведения сделки, подлежащей проверке.
Второй момент – фактические обстоятельства. Если они не совпадут с описанными в письме ведомства, ФНС или Минфина, контролеры не примут данный аргумент. Много официальных писем, доступных в открытых источниках, являются ответами на запросы компаний.
Отправляя запрос, налогоплательщик опирается на собственные, ему присущие ситуации. Эти обстоятельства могут разниться с ситуацией в вашей компании. В связи с этим контроллеры не признают данный официальный документ основанием для снятия ответственности.
Обратите внимание ещё на один нюанс. Встречаются случаи, когда письма Минфина и ФНС по похожему запросу содержат разное мнение.
Содержимое документальных записей может разниться из-за фактов, указанных плательщиком налогов. В подобной ситуации не стоит использовать обнаруженные письма в качестве защиты. Самым рациональным решением будет направить собственный запрос одному из органов власти.
При возникновении спорных ситуаций, например, при разной интерпретации правил об уплате налогов и сборов для отдельного плательщика, советуем подать обращение в Министерство финансов или Федеральную налоговую службу.
В запросе нужно максимально подробно описать ситуацию, чтобы защитить компанию в случае спора с налоговым органом.
Компаниям следует обращаться с запросами в Министерство финансов, так как оно имеет более высокий статус по отношению к налоговой службе.
При отправке запроса определите степень срочности ответа. Обратите внимание: в Минфине обработка запросов занимает два месяца. Финансисты обычно стараются выполнить заявления в этот срок. ФНС отвечает за месяц, также стремится к соблюдению установленного периода.
Внутренние документы
Письма ФНС, которые Служба передает в территориальные налоговые органы, тоже могут служить основанием для освобождения от ответственности.
Вращаюсь к судебному спору, о котором затронули в начале статьи. Арбитры уточнили, что не все сведения, опубликованные на сайте Налоговой службы, являются официальными документами с подписью должностного лица.
Информация на сайте ФНС полезна для получения новых сведений, но не служит официальными разъяснениями, пригодными для использования в судебных разбирательствах или спорах с инспекторами.
Если у вас есть вопрос, обратитесь в Федеральную налоговую службу или Минфин России.
Как отправить запрос
Запрос в Налоговую службу можно отправить по почте, через личный кабинет или воспользовавшись формой на сайте ФНС. В Минфин удобнее всего обратиться через электронную приемную, также возможно отправить письмо по почте.