
Катаклизмы, связанные с водой, такие как паводки, половодья и затопления, могут серьезно затруднить деятельность фирмы. В повседневной жизни их называют наводнениями. Налоговый кодекс РФ допускает включение расходов на ликвидацию последствий в прочие расходы, но только если ущерб повлиял на производственную деятельность и вызван исключительно природными условиями.
Как закон определяет чрезвычайную ситуацию
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуацию.
Это состояние на определённой местности, возникшее вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, … , стихийного или другого бедствия, которое может привести к ущербу окружающей среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизни людей.
Наводнение или половодье могут уничтожить дороги, мосты, фабрики и жилые дома.
Закон № 68-ФЗ определяет ликвидацию последствий ЧС как аварийно-спасательные работы и другие неотложные мероприятия при возникновении ЧС, направленные на спасение жизни и здоровья людей, снижение ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также локализацию зон ЧС и прекращение действия опасных факторов.
Кто восстанавливает поврежденные объекты
Объекты госимущества, поврежденные или уничтоженные стихийными водами, восстанавливает государство. Также государство несет ответственность за предупреждение о возможных катаклизмах и оповещение об угрозах.
Компания, попавшая в зону ЧС, и пострадавшая от ее последствийРемонт обычно нельзя дождаться, поэтому многие восстанавливают поврежденные объекты самостоятельно.
Возможна ли учета понесенных затрат как расходов при налоге на прибыль? Всё зависит от назначения объектов: применялись ли они в производстве. Доказательство факта использования также необходимо предоставить.
ФАС Дальневосточного округа постановлением от 6 февраля 2009 года № Ф03-6187/2008 поддержала компанию. Компания, занимающаяся реализацией угля и его доставкой потребителям, признала в налоговой базе расходы на ремонт дороги и моста общего пользования, поврежденные наводнением и пришедшие в аварийное состояние. Это мешало осуществлять перевозки и отрицательно сказалось на экономических результатах деятельности. Суд постановил признать расходы на восстановление общих объектов в налоговых расходах фирмы.
В финансовых вопросах Министерство финансов придерживается традиционных ответов: расходы должны быть экономически обоснованными и иметь документальное подтверждение (см., например, письмо от 12 января 2010 № 03-03-06/1/3). Такое требование прописано в статье 252 Налогового кодекса РФ.
Чтобы доказать документально, что убытки появились из-за непредвиденных событий, нужно обратиться в организации, занимающиеся устранением их последствий – в данном случае это МЧС.
Затопление из-за неисправности коммуникаций
К исключительным случаям, когда допустимо учитывать величину убытков и расходов на ликвидацию… внереализационные расходы По подпункту 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ не попадают случаи с поломками коммунальных сетей, приведшими к затоплению водой товаров или помещений для хранения и производства (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 января 2016 г. по делу № А53-6102/2015).
Не допускайте ошибок при определении опасных гидрологических явлений. Определения приведены в ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
- Повышение уровня воды в реке, вызванное дождями или таянием снега, происходит многократно в разные времена года и характеризуется быстрым увеличением расходов и уровней воды.
- Затопление — это когда территория покрывается водой во время половодья или паводка.
- Подтопление — это увеличение уровня грунтовых вод до такой степени, которая мешает использовать землю для своих нужд, строить на ней объекты или эксплуатировать уже существующие.