
Правообладатель товарного знака может ли запретить дистрибьютору продажу товара с его товарным знаком на маркетплейсе, если договор с дистрибьютором не предусматривал передачи прав на товарный знак?
Владелец прав не имеет права ограничивать права дистрибьюторов на продажу товаров на торговых площадках без их согласия.
Правообладатель, лицо, на имя которого зарегистрирован товарный знак, имеет исключительное право использовать его любым законным способом согласно статье 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Владелец права может позволить или запретить другим использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Обратите внимание
Отсутствие запрета не считается согласием (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
По этой причине, например, размещение товарного знака в сети Интернет, на документации, в рекламных материалах и так далее является использованием товарного знака, требующего согласия правообладателя.
Использование товарных знаков на продукции, включая этикетки и упаковки, производится только владельцем товарного знака при условии, что продукция выпускается, предлагается к продаже, реализуется, демонстрируется на выставках и ярмарках или вводится в гражданский оборот на территории РФ, а также хранится или транспортируется с этой целью либо ввозится на территорию РФ (подп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).
Обратите внимание
Согласно статье 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации, использование товарным знаком другими лицами не нарушает исключительное право на него при условии, что товары с этим знаком были введены в гражданский оборот на территории РФ самим правообладателем или с его разрешения (т.н. исчерпание исключительного права на товарный знак).
Данная норма не уточняет форму согласия правообладателя на использование товарного знака на товаре, ввозимом на территорию РФ третьими лицами.
Судебная практика установила, что согласие на использование товарного знака должно быть оформлено таким образом, чтобы можно было достоверно установить отправителя согласия, его смог бы воспринять получатель, а в случае спора доказать выдачу такого согласия (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2017 № С01-521/2017 по делу № А56-48300/2015).
В данном случае поступление товара в гражданский оборот, как считаем мы, происходит при подписании договором между владельцем товарного знака и дистрибьютором, где последнему предоставляется право на ее последующую реализацию.
Известно обеим сторонам контракта, что будет продаваться повторно товар с определённой торговой маркой.
В данной ситуации у правообладателя нет оснований привлекать дистрибьютора к ответственности или ограничивать его права на продажу товаров на маркетплейсах, так как исключительное право на товарный знак исчерпано.