Утечка ГСМ по вине сотрудника: как выявить и как оформить

Автор: | 06.02.2024
«Утечка» ГСМ по вине сотрудника: как выявить и как оформить

Поездки по личным нуждам, завышение норм расхода топлива, открытый слив ГСМ, махинации на топливных складах предприятий – это малый перечень мошеннических действий, которые совершаются водителями с целью хищения топливных активов компании. Суммы разового ущерба могут колебаться от незначительных до достаточно серьезных значений. Но несомненно, что даже небольшие кражи за длительный период времени складываются в очень крупные убытки организации. И первоочередной задачей бухгалтерии является предотвращение как разовых прецедентов, так и систематических преступных действий.

Какие факторы могут свидетельствовать о том, что совершаются хищения?

В отношении водителя первую очередь об этом может говорить систематический необоснованный перерасход бензина, «дизельки» или газа. Не секрет, что фактический расход топлива колеблется, и достаточно существенно в зависимости от времени года, конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, массы автомобиля в снаряженном состоянии и других факторов. Вывести точную норму расхода исходя из повышающих (понижающих) коэффициентов, корректирующих влияние вышеперечисленных факторов, достаточно сложно.

К примеру, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”» (письмом Минюста России от 21.09.2009 № 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств) устанавливает возможность повышения норм при работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м – до 5% (нижнегорье);
  • от 801 до 2000 м – до 10% (среднегорье) и т. п.;
  • от 2001 до 3000 м – до 15% (высокогорье);
  • свыше 3000 м – до 20% (высокогорье).

Сложновато представить ситуацию, когда водитель по ходу движения отслеживает по специальному прибору – высотомеру постоянно меняющуюся высоту трассы над уровнем моря, останавливаясь, засекая в тетрадочке значения спидометра, а потом по приезде составляет большую таблицу, в которой скрупулезно рассчитывает, какое расстояние при какой высоте он ехал.

В практической деятельности в путевых листах будут некие усредненные значения, что будет приводить к возникновению отклонений нормативных данных от фактических. Однако такие расхождения не должны быть большими (в пределах установленных для его эксплуатации норм) и не систематическими.


Источник